Верди Дж. Травиата

Верди, Дж. Травиата : опера в трех действиях / Дж. Верди. - Москва : Печатня Юргенсона, 1890. - 261 с.


10 октября исполняется 205 лет со дня рождения итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901) и 165 лет со дня премьеры его оперы «Травиата».

Верди

Большую часть своей долгой жизни Джузеппе Верди отдал оперному творчеству. Им с 1839 по 1893 г. написаны двадцать шесть опер, среди которых наиболее известны – «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло», «Фальстаф».

Фонд редких книг владеет клавиром оперы Дж. Верди «Травиата», отпечатанным в скоропечатне П. И. Юргенсона в Москве.

Верди_Травиата

После блестящего успеха оперы Дж. Верди «Риголетто» директор венецианского театра «Ла Фениче» поспешил заключить с знаменитым композитором контракт на новое произведение. Правда, маэстро был уже занят: он писал оперу «Трубадур» для оперного театра в Риме. Было известно, что Верди умеет быстро и продуктивно работать, поэтому ему было предложено выбрать сюжет для новой оперы. Верди дал согласие.

Начало 1850-х годов, как пишут специалисты, знаменует поворот в творчестве Дж. Верди от романтизма к реализму – направлению, утвердившемуся во второй половине XIX века в литературе и искусстве всей Европы.

Зиму 1852 г. Верди провел в Париже. Там ему довелось присутствовать на премьере драмы А. Дюма-сына «Дама с камелиями». Спектакль произвел на композитора огромное впечатление. Он понял, что перед ним тот самый сюжет, который может вдохновить его. Драма женщины, которую отвергло лицемерное общество, женщины горячо любящей, но не имеющей право на счастье… Верди поручает одному из своих постоянных либреттистов Франческо Марии Пьяве (1810-1876) написать либретто на основе пьесы А. Дюма-сына. В опере были сокращены многие детали литературного первоисточника, изменены имена действующих лиц, но линия развития драмы была сохранена полностью.

Премьера «Травиаты» состоялась 6 марта 1853 г. в театре «Ла Фениче» в Венеции. Однако широкое признание опера получила не сразу. На следующий день после премьеры Верди писал своему другу Э. Муцио: «Дорогой Эммануэль, «Травиата» вчера вечером – провалилась. Вина моя или певцов?.. Время рассудит».

Современники описывают бурю негодования, которая разразилась после спектакля. Композитора обвиняли во всех смертных грехах. Сюжет оперы рассматривали как дерзкий вызов общепринятой морали, покушение на семейные устои. «История куртизанки, дамы «полусвета» («Травиата» - «падшая», заблудшая женщина), тяжко оскорбленной любовником, скорее шокировала, чем трогала публику, ждущую от оперы более «возвышенных», романтически-приподнятых сюжетов и образов». Завсегдатаи оперы, привыкшие видеть на сцене певцов в старинных костюмах – «впервые столкнулись с действующими лицами-современниками, на сцене одетыми в те же костюмы, что виднелись в зале. В угоду традиции в дальнейшем при постановке «Травиаты» в Италии, а также в дореволюционной России, действие неоднократно переносилось в XVIII век. Провал спектакля объяснялся ещё и тем, что «исполнительница главной женской роли отличалась поистине могучей комплекцией и никак не походила на истаявшую чахоткой больную».

Специалисты считают Верди «ярким, щедрым мелодистом и человеческий голос в опере он считал основным средством выражения». «Травиата» - произведение, насыщенное красивыми мелодиями, опирающимися на итальянскую песенность.

«Стремясь к наиболее естественному развитию действия, чувств и взаимоотношений героев, Верди в «Травиате» уходит достаточно далеко от сложившейся в творчестве его предшественников так называемой «номерной» структуры, то есть такой при которой основу оперы составляют совершенно законченные номера – арии, ансамбли, хоры».Исследователи творчества Дж. Верди считали, что композитор чрезмерно увлекался красивым пением, что мешало правдивому раскрытию сценических образов и тем самым «в большой мере обесценивало произведение». Именно эти черты итальянской оперы и настраивали против неё передовых деятелей музыкального искусства, в частности русского.

Александр Дюма-сын, однако, восторженно говорил о «Травиате»: «Спустя 50 лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил её…».

Российские зрители впервые познакомились с «Травиатой» в 1856 г. в исполнении итальянской труппы, которая в то время давала спектакли в Санкт-Петербурге. Оперу также постигла неудача. Один из передовых деятелей русской музыкальной культуры, критикА. Н. Серов (1820-1871) писал о сюжете оперы: «”Дамы с камелиями” получили теперь такое же видное место в литературе, как и в свете, почему же не блистать им и на оперной сцене». И далее: «Последнее действие всё целиком состоит в одной сцене, и сцена эта: умиранье молодой женщины от злейшей легочной чахотки. Эффект не драматический, а патологический; картина не оперная, не сценическая, а госпитальная».

Более сдержано оценил Серов и музыку оперы, найдя её однообразной и малооригинальной. В резкости оценки сказывался его протест против царившего на русской сцене засилья «итальянщины».Такой протест выражали поборники развития отечественной музыкальной культуры.

Премьера оперы на русском языке состоялась в 1868 г. на сцене императорского Мариинского театра. В московском Большом театре «Травиата» впервые прозвучала в 1872 г.

Между тем, как и предвидел Дж. Верди, время «рассудило» и рассудило в пользу оперы и её автора. Спустя два-три года после бесславной венецианской премьеры «Травиата» начинает всё чаще появляться на афишах оперных театров разных стран, завоёвывая всё больший успех у зрителей и одобрение взыскательной критики.

«Травиата» - «опера обличение, опера портрет, своеобразная и пленительная, и сейчас идет на большинстве оперных сцен мира, неизменно волнуя сердце».

Представляемая партитура для фортепиано оперы «Травиата» выпущена известной в свое время фирмой Петра Ивановича Юргенсона (1836-1903). Нотопечатное дело Юргенсон начал в 1861 г. На протяжении 40 лет из скромного владельца нотного магазина в Москве Петр Иванович превратился в крупнейшего в России музыкального издателя, основателя фирмы мирового значения.

В 1890 г. П.И. Юргенсон предпринял дешевое издание клавиров для пения с фортепиано опер иностранных композиторов. Оперные клавиры издавались с текстами на языке оригиналов и с литературно грамотными эквиритмическими переводами на русский язык.Так, «Травиата» Дж. Верди была издана параллельно на итальянском языке и на русском языке в переводе музыкального критика Н. Кашкина (1839-1920).

Однако следует отметить, что качество художественного оформления произведений, издававшихся Юргенсоном, не стояло на большой высоте.

Верди_Травиата Верди_Травиата

Фирму П. И. Юргенсона хорошо знали за границей. Она имела связи с крупнейшими немецкими нотоиздательствами, нотопечатнями, торговцами нотами. В 1897 П. И. Юргенсон открыл отделение своей фирмы в Лейпциге, который считался центром мировой торговли книгами и нотами.

В свое время фирма П. И. Юргенсона была признана одной из лучших во всем мире. После октябрьской революции фирма Юргенсона продолжала работать. Последний её издательский каталог был выпущен в 1918 г. В том же году декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР все частные музыкальные издательства были национализированы и переданы в ведение Народного комиссариата по просвещению. Фирма Юргенсона закончила свою деятельность, явившись ядром, из которого вскоре выросло Государственное музыкальное издательство – Музгиз.

Список использованной литературы:

  1. Верди, Дж. Травиата [Ноты] : опера в трех действиях / Дж. Верди. - Москва : Печатня Юргенсона, 1890. - 261 с.
  2. Леонтовская, Т. Н. «Травиата» Дж. Верди / Т.Н. Леонтовская. - 3-е изд. - Москва : Музыка, 1982. - 62 с. : ноты, ил. - (Путеводители по операм и балетам).
  3. Серов, А. Н.Статьи о музыке. В 7 вып. Вып.2-Б : 1856/ А.Н. Серов. - Москва : Музыка, 1986. - 352 с. :портр. - (Русская классическая музыкальная критика). - Указ.имен: с. 337-349.
  4. Михеева, Л. В.В мире оперы : популярные очерки / Л.В. Михеева, Т.Г. Розова. - Ленинград : Советский композитор, 1989. - 168 с.