Калининградская областная научная библиотека

Водонапорные башни

 
Следы прошлого » Водонапорные башни
Водонапорные башни

Сейчас на территории области сохранились около 50 водонапорных башен довоенной постройки.

В связи с техническим прогрессом последних десятилетий большинство из них потеряли жизненную перспективу. Сооружения постепенно ветшают. Наряду с этим, многие из башен, как оригинальные высотные архитектурные постройки, стали украшением городов области. Пришло время вдохнуть в старые башни новую жизнь.

Появление первых водонапорных башен на севере Восточной Пруссии связано со строительством Восточной железной дороги в 1852-1860 годы.

Из ныне существующих, самыми старинными являются прямоугольные башни на вокзалах Зеленоградск, Полесск, Мозырь, построенные до конца 80-х годов XIX века.

Башни следующего поколения (конец 80-х годов - начало XX века) - восьмиугольное кирпичное основание с зашитой деревом емкостью, можно увидеть в Железнодорожном, Приморске, на станции в Светлое. Когда-то такие башни использовались только на прусских государственных линиях. С 1900 года до начала I Мировой войны строились башни с цилиндрическим верхом на коническом круглом цоколе. Такие сооружения стоят сейчас на вокзалах в Балтийске, Знаменске, Железнодорожном, Гусеве. Все эти типы железнодорожных башен имели высоту 12-18 метров и емкости 50-100 м3.

Более крупные башни строились с 1916 до 1938 года. Их высота достигала 30 метров, а емкости - 200 м3. Такие башни до сих пор возвышаются над путями в Нестерове, Советске, Багратионовске, Чистых Прудах.

В городах и на крупных предприятиях водонапорные башни стали строиться примерно на 30 лет позднее железнодорожных. С самого начала это были сооружения значительных размеров (до 50 метров в высоту и емкостью до 1000 м3). Первая такая башня была сооружена в Кёнигсберге на территории ныне действующей Центральной водопроводной станции на Советском проспекте.

Большинство городских и заводских башен построены в начале XX века, до I Мировой войны. Это было связано, прежде всего, с бурным развитием водопровода.

Водонапорные башни в городах-курортах имели дополнительные емкости: в Светлогорске - для морской воды, в Отрадном - для горячей. Башни Светлогорска, Отрадного и Балтийска были оборудованы смотровыми площадками для отдыхающих. Интересно, что самая современная (1927 год) башня в Балтийске сооружалась по проекту известного кёнигсбергского архитектора Ганса Хоппа и считалась одной из лучших в Германии.

  • Б
    6 Фотографии
  • Г
    3 Фотографии
  • Д
    1 Фотографии
  • Ж
    3 Фотографии
  • З
    5 Фотографии
  • К
    7 Фотографии
  • М
    3 Фотографии
  • Н
    4 Фотографии
  • О
    3 Фотографии
  • П
    6 Фотографии
  • С
    5 Фотографии
  • Ч
    9 Фотографии
  • Я
    5 Фотографии