Особое место заняло создание в начале XX века сети малых узкоколейных линий (ширина колеи 750 мм), которые как бы заполнили промежутки между путями стандартной ширины. Они связали Кёнигсберг и районные центры с сельскими населенными пунктами. Узкоколейки имели остановки почти у каждой деревни, на перекрестках сельских дорог, на главных просеках лесничеств. Минимальные расстояния между станциями не превышали 0,5-1 км. Первая узкоколейная дорога, соединившая Кёнигсберг с Куршским заливом (Шааксвитте-Каширское), была построена в 1899-1900 г.г.
После 1945 года в результате государственной границы, отделившей Калининградскую область от Польши, единая сеть железных дорог провинции была разрушена, а большая часть местных линий, особенно в южных и восточных районах области, разобрана.
Узкокалейные железнодорожные линии, разобранные после 1945 года:
1. Калининград (Кёнигсберг) - Гурьевск (Нойхаузен) - Каширское (Шааксвитте) с ответвлением в Гвардейск (Тапиау).
2. Полесск (Лабиау) - Гвардейск (Тапиау) - Правдинск (Фридланд).
3. Черняховск (Инстербург) - Крылово (Норденбург) - Барциане (Бартен), Польша - Железнодорожный (Гердауэн) с ответвлениями в Новостроево (Тремпен) и Казачье (Линденхоф).
4. Черняховск (Инстербург) - Большаково (Гросс Скайсгиррен) с ответвлениями в Жаворонково (Вирбельн) и Зелёново (Минхенвальде).
5. Черняховск (Инстербург) - Ульяново (Краупишкен) - Неман (Рагнит).
6. Добровольск (Пиллькаллен) - Краснознаменск (Лазденен) с ответвлениями в Кутузово (Ширвинд) и Разино (Дористаль).
7. Советск (Тильзит) - Смалининкай (Шмалленинкен), Литва.
8. Щегловка (Бриттаниен), севернее Славск - Ясное (Каукемен) - Мысовка (Каркельн) с ответвлением в Заповедное (Зекенбург).
Схема "Из истории железных дорог"