Калининградский областной историко-художественный музей впервые представил зрителю новую выставку «Русские силуэты Гофмана». Теперь выставку можно посетить в нашей библиотеке в лекционном зале (4 этаж).
В клубном зале библиотеки (3 этаж) открыта выставка акварелей первого архитектора Калининграда Арсения Максимова «Руины Кёнигсберга» из фондов Калининградской художественной галереи.
Обе выставки продолжат свою работу до конца октября.
Выставка «Руины Кёнигсберга»
Арсений Владимирович Максимов (1912-2003) боевой путь прошел от Калинина до Кёнигсберга офицером по маскировке оборонительного строительства при Инженерном управлении 1-го Прибалтийского фронта. Руководил авторским коллективом по созданию макета города-крепости Кёнигсберг накануне его штурма, за что был награжден Орденом Отечественной войны 1-ой степени из рук маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна.
Арсений Владимирович Максимов (1912-2003) боевой путь прошел от Калинина до Кёнигсберга офицером по маскировке оборонительного строительства при Инженерном управлении 1-го Прибалтийского фронта. Руководил авторским коллективом по созданию макета города-крепости Кёнигсберг накануне его штурма, за что был награжден Орденом Отечественной войны 1-ой степени из рук маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна.
Сразу же после штурма Кёнигсберга А.В. Максимов, имея высшее архитектурное образование, включился в работу по восстановлению разрушенного города. Он был первым российским офицером, который в 1945 году соприкоснулся с тайнами Янтарной комнаты и других культурных ценностей, вывезенных из оккупированных городов СССР. Он участвовал в работе первых экспедиций и комиссий по поискам музейных ценностей, встречался с доктором Альфредом Роде, директором художественных собраний Кёнигсберга и хранителем Янтарной комнаты в Королевском замке. В первые послевоенные годы А.В.Максимов передал в Калининградский краеведческий музей десятки культурных ценностей, найденных при поисковых исследованиях.А.В. Максимовым был разработан большой научный труд, связанный с анализом сложившейся веками планировки Кёнигсберга, этапами его развития градостроительной структурой, географией, геологией и гидрогеологией. 20 лет он работал в «Облкоммунпроекте», а в свободное время написал десятки акварелей, запечатлевших руины Кёнигсберга. Это увлечение не приветствовалось по идеологическим соображениям, ведь ненависть ко всему немецкому тогда была велика. Поэтому при написании акварелей с натуры приходилось ему, архитектору всячески маскироваться и скрываться от прохожих. Большие неприятности он имел и за смелые высказывания в защиту от разрушения Королевского замка.
По художественным произведениям выставки «Руины Кёнигсберга» мы можем судить о былом архитектурном величии поверженного города и грустить о том, что красота, созданная веками, утрачена войной навсегда. Всем, кто родился в мирное время, именно искусство помогает не только понять, но и всем сердцем почувствовать весь ужас войн, которые приносят народам страдания и невосполнимые утраты, и как необходимо ценить и беречь мир, служить процветанию и могуществу своей страны, которую не удалось победить никаким врагам.
Выставка «Русские силуэты Гофмана»
Хотя бы раз в году, точнее, в конце года об Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане, так или иначе, вспоминают все. Трудно представить себе новогодние и рождественские праздники без самых разнообразных постановок «Шелкунчика» – от классического балета до шоу на льду.
Но значение Гофмана не исчерпывается написанием этой сказки. Его влияние на русскую литературу поистине огромно. «Пиковая дама» А.Пушкина, «Петербургские повести» и «Нос» Н.Гоголя, «Двойник» Ф.Достоевского, «Дьяволиада» и «Мастер и Маргарита» М.Булгакова – за всеми этими произведениями незримо витает тень великого немецкого писателя.
Литературный кружок, образованный М.Зощенко, Л.Лунцем, В.Кавериным и другими писателями носил название «Серапионовы братья», как и сборник рассказов Гофмана.
В.Белинский видел в Гофмане «великого чудного гения» и ставил его на одну ступень с Шекспиром, Гомером и Пушкиным.
Выставка «Русские силуэты Гофмана» предлагает познакомиться с высказываниями деятелей русской культуры о Гофмане. Удивительно, как много творцов вели постоянный диалог с создателем фантастических произведений. Им зачитывались, восхищались, имя великого кёнигсбержца часто встречалось на страницах русской литературы, ему и сегодня посвящают свои исследования многие литературоведы.
Совершенно очевидно, что без влияния немецкого романтика весь облик русской классической литературы был бы совершенно иным, утратив самые яркие краски.
Тексты дополнены иллюстрациями художников на темы произведений Э.Т.А.Гофмана.