Сегодня прошла лекция кандидата социологических наук, профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаила Соколова на тему "Социология литературных вкусов". Спикер нарисовал увлекательную картину смены парадигм в западной культурологии ХХ века, следовавших за переменами общественной жизни и этапами научно-технического прогресса.
Показан переход от теории массового общества, популярной в 50-е годы и предполагавшей создание однородной культурной продукции "для всех" со стиранием всяких барьеров и социальных граней (эталоном такого продукта стал фильм "В джазе только девушки") к теории «индивидуализированного общества» 60-х годов, которая трактовала стирание всяких жанров и создание произведений по вкусам каждого отдельного индивидуума.
Примирить эти крайние подходы взялся французский социолог Бурдье с концепцией "иерархии со снобизмом", возродившей понятие высокой культуры, при помощи которой элиты отделения от масс. Причём, приучение к такой элитарности ведётся с раннего возраста путем своеобразной адаптации в системе школьного образования.
В противовес этому, американский учёный Петерсон создаёт теорию "культурной иерархии со всеядностью". По его взглядам, высоколобый интеллектуализм не работает даже в высшем обществе, важны навыки неформального общения на доступные и интересные максимально широкому кругу людей темы.
В проведённом М. Соколовым по Европейскому университету исследовании литературных вкусов читателей Петербургских библиотек в 2014-15гг. рамками проекта было охвачено 250 тысяч читателей и обработано 2,7 млн запросов на книги. В результате был получен социологически усреднённый образ посетителя библиотеки: женщина с высшим образованием, 43-47 лет, знающая, но не любящая творчество Донцовой и внимательно читающая Булгакова. Молодые читатели, по опросам, тяготеют к серьеной литературе как средству саморазвития.