«Для меня самый важный писатель»: Лидия Гинзбург о Марселе Прусте

23.05.2022

Для меня самый важный писатель: Лидия Гинзбург о Марселе Прусте

«В поисках утраченного времени» Марселя Пруста имели очень большое и долговременное влияние как на размышления, так и на художественную практику Лидии Гинзбург. Неслучайно столь долговечным оказалось предание о ее собственной попытке написать «прустовский» роман. Не меньшее значение для нее представляла и сама по себе проблема «большого текста», длительности, которая создается самой длительностью повествования. Но основным выступает «снятие» Прустом проблемы «выдуманности», «фикции» романного повествования – возможность одновременно рассматривать роман Пруста и в контексте художественной литературы, и документального рассказа.

Если в конце 1920-х реакция Лидии Гинзбург на роман Пруста во многом связана с вопросами применимости, ассимиляции прустовских приемов и принципов построения произведения, то уже с рубежа 20-30-х годов ее понимание оказывается увязано с переживанием прустовского романа не только как нового, но и как делающего возможным то, что уже невозможно в рамках предшествующей литературы, способа моделирования себя.

В данном выступлении мы ограничиваемся лишь одним из аспектов огромной темы «Пруст и Гинзбург», а именно ставим задачу определить, в чем виделось Гинзбург основное содержание и значение Пруста как писателя – чем определялось постоянное возвращение ее мысли к его роману. В художественной практике Пруста Гинзбург видит реализованным основное назначение литературы – интерпретацию «человеческого опыта, социального и душевного», нахождение той сферы, где «сейчас» возможно соединение слов и вещей, т.е. где литература может обрести, прорваться к реальности.

Ведущий: Андрей Тесля, кандидат философских наук, старший научный сотрудник, научный руководитель Центра исследований русской мысли Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Ждем вас в библиотеке 24 мая. Начало в 18.30.

Место проведения: лекционный зал, 4 этаж.