Впервые в библиотеке философ Дмитрий Курдыбайло (Cанкт-Петербург)

09.02.2023

Проект 4 философаВ нашей повседневной жизни слово «символ» используется для обозначения чего-то умозрительного, слабо связанного с реальностью и от того незначительного. Когда мы говорим "символическая цена", то имеем в виду, что стоимость вещи стремится к нулю. Совсем иной смысл это понятие имело для носителей античной и раннехристианской культуры. Для них символы обладали высшей реальностью и статусом по сравнению с предметами материального мира.

О трансформации понимания символизма на переходе от поздней античности к христианству (то есть в период, когда закладывались глубинные основы современной цивилизации) посетителям научной библиотеки рассказал кандидат философских наук, старший научный сотрудник РГПУ имени Герцена Дмитрий Курдыбайло в рамках проекта «Четыре философа», посвященного Дню Российской науки.

Проект 4 философаВпервые истоки символизма появляются в учении стоиков. Эти философы разработали стройную систему этических норм и предложили иносказательное толкование совершенно аморальным поступкам греческих богов, которые все эти нормы попирали. Для стоиков боги из поэм Гомера и Гесиода - это только символы, воплощающие силы природы и космоса и их взаимодействие. Философы-неоплатоники Ориген и Климент Александрийский осуществляют последний шаг для перехода к христианскому пониманию символа.

Ориген соединяет христианское богословие с платоновской теорией идей, как высших сущностей, которым лишь подражают предметы материального мира. Например, существует великое множество кошек разных размеров и расцветок, но по представлению Платона, есть и некая общая идея кошки, как первоосновы.

Идеи Платона - не просто некие общие понятия, «знаки языка», они являются сущностями отдельных предметов и обладают собственной жизнью и мышлением. Сила их совершенного бытия столь велика, что они наделяют предметы свойствами. Так, идея красоты, как высшего блага, воплощаясь в человеке, делает его красивым. В таком понимании платоновские идеи легко отождествляются с символическими образами греческих богов.

Проект 4 философаЗадачей неоплатоников и было примирение языческой философии Платона, предполагавшей многобожие, с христианскими представлениями о едином Боге. Поэтому, по Клименту Александрийскому, Идеи - это мысли вечного Творца - создателя всего сущего. Все вещи на свете были изначально задуманы Богом, а затем осуществлены в акте Творения. Соответственно, многие предметы материального мира имеют свою символическую трактовку.

Таким образом, ещё у истоков европейской цивилизации была предпринята попытка в рамках христианского символизма разрешить давний спор об универсалиях, то есть, о соотношении в мире идеального и материального начал. Спор этот идёт вот уже 2,5 тысяч лет со времен Платона и Аристотеля и по всей видимости будет длиться до той поры, пока существует наука и философия.