«Три века портрета»: сотрудницы библиотеки посетили выставку миниатюр

11.03.2023

Три века портретаСотрудницы областной научной библиотеки посетили выставку Калининградского музея изобразительных искусств «Три века портрета» из частной коллекции. Куратор выставки, учёный секретарь Музея Лада Сыроватко во время экскурсии показала, почему на выставке представлен западноевропейский и русский портрет конца XVII – первой половины ХХ в: «За это время сменялись стили в искусстве, возникали философские и литературные направления. Катастрофически рушился и заново отстраивался сам образ жизни. Произошли две революции, перетряхнувшие мир. Отгремели две мировые войны. Все это не могло не отразиться на жанре, в центр которого поставлен человек».

Осмотр экспозиции начался с зала гравюр и миниатюрных портретов. Как подчеркнула Лада Викторовна, миниатюра — это традиционно английский жанр живописи. Его родоначальником считается придворный художник короля Генриха VIII Ганс Гольбейн-младший. По преданию мастеру было поручено изготавливать факсимильные копии королевской печати, подлинность которых подтверждалась небольшим изображением монарха. Некоторые из этих рисунков Гольбейн сохранил для себя и поместил в медальон. К середине XVIII века в Англии сложились характерные черты жанра, и он достиг расцвета. Представленные на выставке образцы показали с какой тщательностью старинные мастера прорисовывали детали натуры — поры на коже, радужную оболочку глаз и зрачки, следы от пудры на лице. По традиции, миниатюрные портреты были максимально реалистичны, передавая все достоинства и недостатки внешности, выгодно отличаясь этим от парадно-приукрашенных полотен того времени. Заказчики из числа богатых аристократов хотели всегда иметь при себе портреты дорогих и близких людей и требовали от художников буквально фотографической точности. Миниатюрны, изготовленные из слоновой кости по сложной технологии, представляли во всех смыслах большую ценность для владельца и на многих из них навсегда сохранились следы пролитых слез.

Три века портретаВо Франции небольшие портреты получили широкое распространение в 90-е годы XVIII века в среде дворян и аристократов, спасавшихся от властей революционной республики. Бежавшие из страны сторонники старого порядка хотели всегда иметь при себе изображения родных, чтобы легче переносить разлуку. Так на выставке мы увидели портрет женщины, потерявшей большинство родных в годы революции и двух сыновей в сражениях наполеоновских войн. Признанными мастерами миниатюрного портрета того времени были братья Кристоф и Жан-Урбен Герены. События Великой французской революции разделили их. Кристоф остался во Франции, в Страссбурге, сотрудничал с новыми властями и даже выполнил гравированный портрет одного из лидеров якобинцев Сен-Жюста. Жан-Урбен Герен, скомпрометировавший себя в глазах революционеров рисунками короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты после падения монархии в 1792 году бежал из Франции и несколько лет жил в изгнании. По легенде, узнав о готовящейся казни короля он тайно посетил мастерскую своего учителя знаменитого художника Давида и устроил тому скандал, обвиняя в содействии террористическим эксцессам якобинцев. Впоследствии живописцы помирились, и Давид даже заказал бывшему ученику свой миниатюрный портрет.

Большой интерес представляет портрет гравера Франческо Бартолоцци, работавшего в Англии с 1780-годов. Это был один самых знаменитых мастеров той эпохи. Известно, что его привлекали даже для популяризации гастрольного тура Моцарта в Лондоне. В те времена невиданное распространение получило коллекционирование «эфемеров» - театральных программок, билетов, контрамарок и иной атрибутики культурных мероприятий. Бартолоцци привлекли к изготовлению таких эфемеров, которые выдавались бесплатно всем посетившим (и дослушавшим до конца) выступления Моцарта. Так великий художник поучаствовал в яркой маркетинговой компании образца 18 века. Его отличала невероятная творческая плодовитость. Если самые выдающиеся граверы могли похвастаться 300 или 400 работами на досках к концу жизни, то после Бартоллоции осталось свыше 2 тысяч произведений. Будучи другом великого актера Эдмунда Кина помогал ему оформлять интерьеры домика Шекспира в Стратфорд-на-Эйвоне. В экспозиции Музея изобразительных искусств представлена гравюра Бартолоцци с изображением английского премьер-министра Уильяма Питта-младшего. Портрет был написан незадолго до смерти великого политика и по его требованию передавал все следы тяжело прожитой жизни, чтобы молодые честолюбцы видели «Что политика делает с людьми». Известно, что этот один из самых знаменитых британских лидеров надорвал здоровье и нервную систему в титанической борьбе с революционной, а затем и наполеоновской Францией и вынужден был свернуть большую часть своих прогрессивных реформ, когда они вошли в противоречие с реалиями военного времени.

Три века портретаУвидели и работы Гавриила Скородумова (1754-1792) — первого в истории русского художника, получившего европейскую известность. В 1773 -1782 годах он учился живописи под руководством Франческо Бартолоции и настолько хорошо освоил неизвестную в России технику гравирования пунктиром и карандашной манерой, что признанный мастер неоднократно предлагал ему остаться в Туманном Альбионе и и переменить фамилию на более привычную для английского слуха. Однако, Скородумов все-таки вернулся в Россию по личному приглашению императрицы Екатерины II, но не смог прижиться при петербургском дворе и не реализовал свой талант живописца.

Благодаря высокой степени реалистичности миниатюрных и гравированных портретов перед глазами посетителей выставки прошла живая история в лицах, множество удивительных — весёлых и печальных - сюжетов из повседневной жизни людей давно ушедших эпох.

Благодарим Музей и лично Ладу Викторовну за экскурсию - прекрасный познавательный подарок в Международный Женский день!