Подошёл к концу цикл лекций "Жизнь в танце"

24.03.2023

Петипа«Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает» - молодому и уже известному балетмейстеру еще не исполнилось тридцати, он был вполне успешен, но вот в самом европейском балете Петипа не хватало пластики и красоты. Потомственный танцовщик на родине видел вместо высокого искусства «клоунские упражнения». Русская премьера Мариуса Ивановича состоялась на сцене петербургского Большого (Каменного) театра.

«Спящая красавица» — одно из выдающихся явлений в истории мировой хореографии XIX века. Это произведение, наиболее совершенное в творчестве Петипа, подводит итог трудным, не всегда успешным, но упорным поискам хореографа в области балетного симфонизма. В известной мере оно подытоживает и весь путь хореографического искусства XIX века» - балетовед Вера Красовская. Свои лучшие постановки балетмейстер осуществил с легкой руки директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. Балет-феерия был его давней мечтой. На основе сказки Шарля Перро «Спящая красавица» был написан сценарий. Музыку Всеволожский предложил написать Петру Ильичу Чайковскому. Композитор потребовал подробный план балета с особыми пожеланиями постановщика. Хореограф вырезал из картона фигурки артистов и, передвигая их, зарисовывал композицию будущего спектакля. Услышав готовое произведение, постановщик менял рисунок танца, к примеру, для феи Сирени. Результатом такого сотворчества стал балет, который не сходит со сцены уже второе столетие в ставшей классической постановке Мариуса Петипа. Только при жизни хореографа балет исполнялся 200 раз.

В 76 лет французский балетмейстер получил русское гражданство, а спустя год вместе со своим учеником-хореографом Львом Ивановым ставит «Лебединое озеро». Спектакль, уже видевший сцену в 1877 году, получил новое прочтение спустя 17 лет. «Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем» — так заканчиваются мемуары хореографа, но не заканчивается «эпоха Петипа», продолжая жить в балетах хореографа по всему миру. На этой ноте завершён цикл лекций искусствоведа Екатерины Илюшкиной "Жизнь в танце".

Для справки: Проект реализуется в рамках конкурса на предоставление грантов в форме субсидий по итогам проведения Областного конкурса молодёжных проектов Министерством молодёжной политики Калининградской области в 2022 году.