«Место преступления»: выставка детективов, триллеров, боевиков

03.06.2023

Место преступления«Зритель любит детективные фильмы», - с этого утверждения начиналась комедия «Берегись автомобиля» режиссёра Эльдара Рязанова. Более полувека прошло с выхода знаменитой кинокартины - одного из лидеров проката 1966 года - а публика все также спешит к голубым экранам телевизоров, мониторов и мобильных телефонов, чтобы посмотреть новую историю о преступлениях, интригах, расследованиях. Однако, задолго до расцвета жанра в кинематографе, благодаря лентам Хичкока и многочисленным экранизациям записок о Шерлоке Холмсе, детектив долгие десятилетия развивался в формате «криминального чтива» (или, по терминологии 19 века - уголовного романа).

Две великих литературных державы - Англия и Франция - бьются за звание родины детектива и борьбе этой не видно конца. Англичане считают, что всё началось с «Лунного камня» Уилки Коллинза, подарившего миру первого литературного сыщика - инспектора Каффа. Французы возражают записками знаменитого Видока - основателя системы уголовного розыска в стране - и романами Эмиля Габорио, где действует следователь-профессионал, агент сыскной полиции Лекок. Ещё раньше великий американец Эдгар По представил читающей публике образ сыщика-любителя по фамилии Дюпен и снискал у многих исследователей лавры отца-основателя детективной литературы.

Рассказы сэра Артура Конан Дойла принесли детективному жанру мировую славу, пристрастили к чтению миллионы простых людей и сделали больше для увековечения памяти о викторианской Англии, чем сотни «пухлых» исторических трудов. Шерлок Холмс стал едва ли не первым литературным героем, который воспринимается как реальный человек, живущий в настоящем лондонском доме и удостоенный памятника. Затем последовали монументы в честь отца Брауна Честертона и знаменитого комиссара Мегрэ Жоржа Сименона. Так персонажи детективных романов стали обитателями некоей особой реальности, где стёрта грань между писательским воображением и материальным миром.

Место преступленияПроизведения «Королевы детектива» Агаты Кристи научили поколения читателей, что самые яркие преступления и головоломные расследования вершатся в тёплое время года под пронзительными лучами полуденного солнца и, по преимуществу, на комфортабельных морских курортах или среди пасторальных сельских ландшафтов. Всем этим условиям идеально соответствует пространство самого западного края России. И потому, с приходом лета областная научная библиотека подготовила тематическую выставку «Место преступления. Детективы. Триллеры. Боевики».

Посетителей зала свободного доступа на 2 этаже ждёт глубокое погружение в волнующий мир криминального романа. Сотрудники отдела обслуживания после тщательных изысканий сформировали экспозицию из материалов обширного книжного фонда. Наши специалисты выделили целых 9 поджанров детективного романа. В результате, гости научно-культурного центра получили доступ к остросюжетным сочинениям всех стилей, поездам любых направлений (перефразируя слоган популярной музыкальной телепередачи из 1990-х годов). На этих локомотивах фантазии вы можете с лёгкостью перемещаться между временами, континентами и странами.

После Польши второй половины 20 века из иронических повестей Иоанны Хмелевской вы проникнетесь загадочной аурой английских загородных поместий в описаниях Найо Марш или Патриции Вентворт, чесночный аромат бистро и благоухание чрева Парижа - Центрального рынка - из романов Жоржа Сименона сменяет терпкий привкус изящных блюд бесподобного гурмана и ленивого сыщика Ниро Вульфа от Рекса Стаута. Взамен за испытанной классикой идут головоломные историко-эпические работы Дэна Брауна, где решаются самые жгучие вопросы современности и приоткрываются покровы сумрачных тайн древних обществ - масонов, иезуитов, розенкрейцеров и прочих иллюминатов. «Крутые детективы» американских мастеров Реймонда Чандлера и Дэшила Хэммета показывают, что в настоящем расследовании крепкие кулаки и умение уклоняться от бандитских пуль значат не меньше дедуктивных методов, и преступления раскрывают не гении-аристократы, изнывающие от скуки повседневности, а простые скромные парни, работающие «за ту же зарплату».

Место преступленияА есть ещё детективы шпионские и политические, как сакраментальный «Бонд. Джеймс Бонд»; романы-нуар, где герой, прежде чем тем отправиться «дорогой смертной тени», успевает выяснить, кто обрёк его на это неприятное и несвоевременное путешествие. Также вниманию посетителей - любимые сотнями мастеров кинематографа триллеры, сюжет которых при всем разнообразии умещается в знакомые с детства строчках Маршака:

«Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати».

Очень полезны для нравственного воспитания молодого читателя романы Джеймса Хедли Чейза, поскольку в их концовке зло непременно будет сурово наказано и преступники в последнем миге озарения поймут, что напрасно не слушали в детстве старших и встали на путь порока и стяжательства.

Впрочем, согласно известной поговорке, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (или прочитать в сетевом ресурсе). Поэтому приходите в гостеприимное библиотечное пространство на встречу с многочисленными приятными сюрпризами выставки «Место преступления» в часы работы читального зала. Вы обязательно найдёте книги по вкусу, а помогут вам в этом полезные советы от знаменитых сыщиков былого и настоящего, которые щедро сопровождают экспозицию благодаря усилиям талантливого дизайнера.