Отдел литературы по искусству Областной научной библиотеки приглашает на лекцию «Поль Гоген. Жизнь, полная тайн и приключений», которая пройдет 12 марта в 19.00.
Ведущая: Найденова Лариса Александровна.
Поль Гоген (1848-1903)
Французский живописец, скульптор, мастер керамики, гравер, крупнейший представитель постимпрессионизма.
Родился в семье журналиста, жил во многих городах Франции и Европы, учился в академии Коларосси.
В 1886 году в провинциальном Понт-Авене пишет серию картин, воспевающих красоту южного побережья Бретани. В 1887 году уезжает на Мартинику, затем работает простым рабочим на строительстве Панамского канала, заболевает болотной лихорадкой и с трудом добирается до Антильских островов. В картинах Гогена этого периода наметился отход художника от импрессионизма в сторону упрощения формы, большей декоративности и звучности цвета. Вернувшись в Понт-Авен, в 1888 году Гоген оказался во главе группы художников цветного синтетизма или клуазонизма (Понт-Авенская школа). Его суть была в том, что на холст толстой синей или черной линией наносился контур, который затем заполнялся цветом, образующим красочное пятно. К этому направлению относятся такие работы Гогена как «Борьба Иакова с ангелом» (1888), «Ночное кафе в Арле» (1888).
Провал выставки импрессионистов и «синтетиков» в кафе Вольпини в 1889 году, организованной П. Гогеном и его последователями, нужда и переутомление приводят художника к решению покинуть Францию.
Время, проведенное в Океании (на Таити – 1891-1893 и 1895-1901, на острове Доминик – 1901-1903), было самым плодотворным в творчестве Гогена. Он создает картины и скульптуры, пишет автобиографическую книгу «Ноа-Ноа», ищет новые художественные приемы, которые позволили бы ему передать своеобразный колорит и ритм жизни Полинезии и характерный облик маори. Использование ярких и чистых красок создает иллюзию солнечного освещения, полуобнаженные с золотистой кожей маори изображены в естественных непринужденных позах, как например, на картинах «Две таитянские женщины» (1892), «А ты ревнуешь?» (1892), «Женщина, держащая плод» (1893) и других.
Располагая статичные фигуры на плоском цветовом фоне, художник создает красочные декоративные панно, в которых отражаются легенды и поверья маори. Во время своего второго пребывания на Таити, голодный и нищий, доведенный до отчаяния, Гоген создает свои лучшие произведения: «Женщина под деревом манго» (1896), «Жена короля» (1896), «Никогда» (1897), «Откуда мы приходим? Кто мы? Куда идем?» (1897).
Декоративные по цвету, плоскостные и монументальные по композиции, обобщенно стилизованные по рисунку, картины Поля Гогена были близки к только оформляющемуся тогда стилю модерн и оказали большое влияние на мастеров начала XX века.
Источник: Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 320 с. – ISBN 5-224-01004-7.
Лекция «Поль Гоген. Жизнь, полная тайн и приключений» состоится 12 марта в 19.00 в конференц-зале (IV этаж) библиотеки.
Вход свободный.
Справки по тел.: 53-89-57, 93-44-40.