Лекторий-семинар по истории художественной культуры

17.09.2009 (на материале текстов художественной литературы)
Тема: "Камень, который ворочал Гете" (к 260-летию со дня рождения И.В.Гете)
Лектор: профессор В.Х.Гильманов (РГУ им. И.Канта).

17 сентября состоялась лекция профессора В. Х. Гильманова, посвященная немецкому гению – Иоганну Вольфгангу Гете. Лекция была приурочена к 260-летию со дня рождения великого поэта, мыслителя и естествоиспытателя. В своем двухчасовом докладе В. Х. Гильманов рассказал об основных этапах жизни и творчества Гете, на примере главных творений поэта проследил эволюцию его философских взглядов и понимания природы и Бога. Все пришедшие на лекцию получили возможность приблизиться к тайне неоднозначной и мистической личности Гете, которая и сегодня волнует умы миллионов людей в силу своей, по выражению В. Х. Гильманова, «амбивалентности и энергийной провокативности».

Иоганн Вольфганг Гете

Иоганн Вольфганг Гете родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне. В одном из своих поздних стихотворений он так писал о себе: «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье».

Первые поэтические опыты Гете датируются 1757 годом, поэтому к 19 годам, когда болезнь помешала его обучению в Лейпцигском университете, он уже был автором значительного количества произведений и владел приемами стихосложения. За больным Гете ухаживала подруга его матери, немецкая монахиня и поэтесса Сусанна фон Клеттенберг. Общение с Клеттенберг оказало огромное влияние на Гете, который увлекается пиетизмом (пиетизм – это направление внутри лютеранства, характеризующееся приданием особой значимости живому общению с Богом). В то же время юный поэт знакомится с сочинением Готфрида Арнольда «Беспристрастная история церкви и ересей», который утверждает, что вся история церкви – это история утраты непосредственного общения с Богом. Книга очень впечатлила Гете.

В 1771 году Гете в Страсбурге встречается с Иоганном Готфридом Гердером. Профессор Гильманов говорит, что «Гердер привил Гете пантеизм в духе Спинозы». Пантеизм – это учение о том, что все есть Бог, что вся природа и человек проникнуты божественным духом, а реализация этого духа кодирована в человеке.

Для того чтобы понять Гете, нужно разобраться в его отношении к природе. С одной стороны, Гете как пантеист обожествлял природу и наделял ее религиозным смыслом. С другой стороны, его «символика природы проникнута настроением, опасности, которую она в себе таит» (по выражению В. Х. Гильманова). Так, в балладе «Лесной царь» природа вместо того, чтобы спасти человека, убивает его. Это противоречит философии Просвещения, которое полностью доверилось природе и рассчитывало на то, что в ней сосредоточены векторы развития к лучшим сценариям бытия. А в трагедии «Фауст» дух говорит главному герою, что «с тобою схож / Лишь дух, который сам ты познаешь...». Это значит, что природа не так уж объективна, как считают теоретики Просвещения.

Будучи пантеистом, Гете очень негативно относился к сочинению Гольбаха «Система природы» – манифесту механистического материализма. Как говорит профессор Гильманов, Гете «противопоставляет этому философию гилозоизма» с присущим ему одушевлением всей материи.

Вернувшись во Франкфурт после годичного обучения на юриста в Страсбурге, Гете завязывает отношения с молодыми писателями «Бури и натиска» («Sturm und Drang»). Штюрмеры выступали против принципов Просвещения и хотели изменить немецкую действительность.

В 1772 году Гете проходит адвокатскую практику в имперском камеральном суде Вецлара. Здесь он страстно влюбляется в Шарлотту Буфф, невесту своего друга Кестнера. Неразделенная любовь приносит Гете невыносимые страдания. Более того, приблизительно в это же время в Лейпциге выбрасывается из окна его друг Карл Вильгельм Иерузалем, страдавший от любви к замужней женщине. Сам Гете тоже был близок к подобному исходу, но его спасло творчество. В 1774 году выходит роман Гете «Страдания юного Вертера», в котором «поэт сублимировал все свои переживания» (В. Х. Гильманов).

Страдания юного Вертера

«Страдания юного Вертера» – это сентиментальный роман в письмах. Роман носит автобиографический характер. В первой его части содержатся обстоятельства несчастной любви Гете к Шарлотте Буфф, а во второй части – горькая судьба Иерузалема. В. Х. Гильманов подчеркивает, что роман можно отнести к сентиментальной литературе только по форме: все герои положительные, добры друг к другу, к детям. Но по содержанию роман – «анатомия неизбежного самоубийства» (В. Х. Гильманов). Вертер использует все попытки найти себя в мире и выйти из самого себя: природу, работу, любовь. Но ничего не срабатывает. Герой втянут в воронку саморазрушения, из которого нет исхода. Он отчужден от вертикали мира (Бога) и погружен в горизонталь бытия (в себя). Вертер представляет собой «бюргерский тип человека, строящего стеклянный замок» (В. Х. Гильманов).

Роман породил в мире эпидемию самоубийств молодых людей. В России многие юноши дворянского класса покончили жизнь самоубийством аналогичным с Вертером и Иерузалемом способом. Именно поэтому «место Гете в русской культуре – это место разрушителя» (В. Х. Гильманов).

В 1775 году Гете переезжает в Веймар по приглашению сексенвеймарского герцога Карла Августа. Гете становится членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром. Однако в 1786 году он неожиданно покидает Веймар и уезжает в Италию. Италия возродила Гете, она откликнулась на его мистическое язычество. В этот период им были написаны «Римские элегии», плод любви к Риму и Кристиане Вульпиус, которая в 1806 году стала его женой.

В 1809 году выходит повесть «Избирательное сродство». В этой повести Гете создал искусственную ситуацию четырехугольника. Супруги барон Эдуард и баронесса Шарлотта живут и не знают печали, пока не появляются капитан и племянница Шарлотты Оттилия. Эдуард влюбляется в Оттилию, а Шарлотта – в капитана. Происходит двойное духовное прелюбодеяние. Во время акта любви Эдуард представляет вместо Шарлотты Оттилию, а Шарлотта принимает Эдуарда как капитана. Рождается ребенок. Оттилия как духовная мать целиком посвящает себя малышу. Но в одну из речных прогулок Оттилия случайно роняет малыша в воду, и он погибает. Оттилия заточается и умирает. Весь некогда гармоничный мир разрушается. «В этом романе Гете формулирует концепт отказа», – говорит В. Х. Гильманов.

Фауст

Самое значительное произведение Гете, дело всей его жизни – трагедия «Фауст». Гете работал над «Фаустом» около 60 лет, и история создания трагедии отражает эволюцию его творчества и мировоззрения. Фауст – это новый тип европейского сознания, тип человека, строящего стеклянный замок. Вертер начинает этот образ нового человека, а Фауст его венчает.

Профессор Гильманов подчеркивает неоднозначное отношение Гете к фаустовскому типу человека. С одной стороны, он оправдывает его за честность в исканиях и любви, но, с другой стороны, природа против пути Фауста, и он уходит один в дальнее странствие. Гретхен не уходит с ним, потому что «воплощает веру Гете в то, что природа найдет в себе силы к вертикали» (В. Х. Гильманов).

Иоганн Вольфганг Гете умер 22 марта 1832 года. Незадолго до смерти он говорил своему друг Эккерману: «Меня всегда называли баловнем судьбы. Я и не собираюсь брюзжать по поводу своей участи или сетовать на жизнь. Но, по существу, вся она – усилия и тяжкий труд, и я смело могу сказать, что за 75 лет не было у меня месяца, прожитого в свое удовольствие. Вечно я ворочал камень, который так и не лег на место». Гете так и не разрешил свои противоречия в отношении Бога, природы, нового типа человека. Но способны ли мы, современные люди, преодолеть искушение Мефистофеля?


17.09.2009 в 19.00