Как рождаются новые практики

12.11.2020

«Не учить, а научить учиться»

Марина Ивашина

11 ноября в рамках проекта «Методическая среда», реализуемого отделом инновационной и научно-методической деятельности Калининградской областной научной библиотеки, состоялся вебинар по теме «Как рождаются новые практики».

В ходе живого общения гостья встречи Марина Вячеславовна Ивашина, руководитель Учебного центра Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского и Яна Евгеньевна Скурихина, заместитель директора по развитию, начальник отдела инновационной и научно-методической деятельности Калининградской областной научной библиотеки, обсуждали вопросы, которые волнуют многих коллег на волне преобразований, происходящих в библиотечной среде в рамках НП «Культура»: что такое культура в эпоху цифровой экономики и как сегодня видится развитие библиотечного дела; какими нужно создавать библиотеки нового поколения и можно ли считать, что модельные библиотеки станут флагманами для других библиотек региона; сколько, чему и как надо учиться специалистам библиотек, чтобы соответствовать вызовам времени?

Марина Вячеславовна заметила, что работать в рамках только классического «фондоцентричного» центра, ориентированного на сбор, хранение и выдачу документов, больше не получиться, а выбор пути культурно-досуговых учреждений бесперспективен и ведет к полному уничтожению в ближайшей перспективе. Необходимы реновация, перезагрузка, пересборка и даже апгрейд библиотек, с целью приведения ее деятельности в соответствие с современными требованиями. Как пример – это преобразование пространства библиотеки по четырем направлениям: обучение, вдохновение-творчество, общение-коммуникация, события; организация деятельности под разные запросы и пользователей, и библиотекарей с учетом их возраста и поколенческих ценностей. И в этом ключе даже маленькая библиотека может научить других, как развиваться, но все же площадкой для новых практик должны стать модельные библиотеки.

Важным инструментом реновации библиотек со слов Марины Вячеславовны становится система непрерывного образования, так как все перемены начинаются, как правило, с изменения профессионального сознания библиотечных специалистов. Практикой определены новые перспективные роли современных специалистов, для реализации которых наряду с профессиональной квалификацией (hard skills) – компетенциями, необходимыми для работы в рамках конкретных производственных функций возросло значение надпрофессиональных универсальных умений и навыков (soft skills) – работа в команде, коммуникация, лидерство и др.

Марина Вячеславовна говорила, что в системе традиционного повышения квалификации и переподготовки кадров трудно подготовить специалистов необходимой квалификации. Сейчас нам нужен библиотекарь, который может хорошо работать и в «offline», и в «online», способен наполнить деятельность библиотек новым содержанием и событиями. Нужно многое менять – разрабатывать междисциплинарные программы на стыке проектного менеджмента, маркетинга, социальных коммуникаций, медиаобразования, расширять использование интерактивных форматов, сетевого взаимодействия. Свердловская областная универсальная библиотека им. В.Г. Белинского уже успешно развивает в этом направлении. В структуре традиционной системы непрерывного образования «Белинки» постепенно прорастают ростки новых идей и форматов деятельности, появляются новые образовательные практики, которые взламывают изнутри сложившуюся систему, заставляют ее перестраиваться.

Подводя итоги беседы, участники диалога вернулись к вопросу: «Так зачем же нам нужны новые практики?»

«Чтобы существовать в современном мире, чтобы двигаться вперед, чтобы наполнить деятельность новым содержанием, чтобы быть библиотекой нового поколения, флагманом, образцом для других библиотек» - ответила наша гостья Марина Ивашина.

В вебинаре приняли участие более 100 человек – специалисты муниципальных и государственных библиотек Калининградской области.