15 апреля в Областной научной библиотеке состоялась первая лекция из курса профессора В. И. Грешных «Fio, ergo non sum, или историческая судьба романа».
В центре внимания - природа романа как литературного жанра, а также процесс его созидания и построения.
Роман – одно из самых темных мест в истории и теории литературы. По мнению Владимира Ивановича, в многочисленных известных нам определениях упускается главное – его диалогическая природа. Немецкий писатель и критик Фридрих Шлегель назвал роман «цепочкой фрагментов». И это справедливо, ведь фрагмент по своей сути диалогичен и всегда обращен к оппоненту. Кроме того, он тесно связан с парадоксом. Потому диалогическое пространство романа всегда парадоксально.
Роман начинает структурироваться в Средневековье. Профессор отмечает специфику созревающего диалога в таких произведениях. Подробно останавливаясь на «Дафнисе и Хлоя» Лонга, В.И. Грешных обнаруживает главный диалог в романе, который происходит между двумя цивилизациями, - городом и деревней. При этом романное пространство формируется естественно, как и идиллическое пространство в тексте.
В своем развитии роман познает две линии – естественную и искусственную. Первые признаки искусственной линии создания романа мы встречаем в позднее Средневековье. Так, например, автор «Романа о Тристане и Изольде» явно осознает, что он пишет роман. Поэтому его уже можно отнести к искусственному ряду.
Профессор приводит слова Шлегеля, который назвал роман «бесконечно становящимся и развивающимся жанром». Соответственно и формы диалога постоянно менялись. Однако, несомненно, что это обязательная составляющая романного дискурса.
В следующей лекции профессор Грешных продолжит знакомить нас с историей литературного жанра романа и особенностями романного повествования.