Владимир Иванович Грешных

27.06.2011

В Калининградской областной научной библиотеке состоялась третья лекция профессора В.И. Грешных «На пороге форм и времен».

В течение лекции предстояло ответить на вопросы: Что такое форма романа? К чему стремится роман в своем развитии? Для этого профессор отобрал несколько произведений: роман Клеменса Брентано «Годви», рассказ Даниила Хармса «Голубая тетрадь №10», рассказ Эрнеста Хемингуэя «Кошка под дождем» и эпопею Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».

«Годви». В самом названии романа не заложено никакого особого смысла, это всего лишь имя главного героя. В отличие от, например, «Барышни-крестьянки» А.С. Пушкина или «Войны и мира» Л.Н. Толстого, которые сами по себе несут определенный комментарий. Первая часть романа – эпистолярная («полтома писем»), во второй, наконец, появляется автор. Он должен сочинить роман о Годви. Все действие происходит в загадочной атмосфере споров и диалогов. Повествователь собирает факты о Годви для своего будущего романа, но неожиданно умирает, так его и не закончив. Таким образом, Годви приходит к выводу, что роман бесконечен по своей сути, и форма романа бесформенна.

Владимир Иванович Грешных

Форма – очень сложное понятие в теории литературы. Владимир Иванович обращается к Никола Буало и его знаменитым трем единствам в драматических жанрах – единству места, времени и действия. Однако самые выдающиеся классицисты Корнель, Мольер и Расин были интересны как раз своими отступлениями от заданных норм. Это позволяло им создать великолепные характеры. Профессор говорит о несовместимости нормы и творчества. Потому форма в литературе расплывчата и зачастую неуловима.

Рассказ Д. Хармса «Голубая тетрадь №10» характеризуется полным отсутствием действия. Мы наблюдаем лишь постепенное разрушение формы, ускользающий образ: «рыжий человек» есть, и в то же время его нет. Форма распадается, но произведение созидается. Это говорит о нематериальности формы и ее существовании в памяти и сознании.

«Кошка под дождем» Э. Хемингуэя - еще один пример необычного повествования. В рассказе воспроизводится состояние, которое трудно понятийно выразить – одиночество. Новелла тяготеет к произведениям романного типа, потому что здесь большое диалогическое пространство – диалог главной героини с миром. Таким образом, формальная форма может не совпадать с формой актуальной.

Профессор В.И. Грешных подробно останавливается на эпопее М. Пруста «В поисках утраченного времени», в которой писатель решил откровенно зафиксировать «поток сознания». Традиционно эпопея отображает самые переломные моменты отечественной истории, охвачено огромное пространство и большое количество героев. Произведение Пруста – иного рода, это эпопея внутреннего состояния, переломных моментов в сознании человека. Другими словами, это детальный анализ того, что происходит с Я.

Главный герой романа находится в поисках времени, он вспоминает то, что прошло. Но так как время постоянно идет вперед, его нужно всегда догонять. Пруст покушается на создание нового повествования, где все на пороге форм и времен. Это стало началом нового типа литературы 20 века.

Разговор о романе М. Пруста и литературных формах продолжится 16 сентября, когда состоится очередная лекция профессора В.И. Грешных.