Дискуссионный клуб «Православие и современный мир»

01.12.2009

27 ноября состоялось заседание дискуссионного клуба «Православие и современный мир» на тему: «Одиночество как социальная и духовная проблема».

Ведущая клуба психолог Ольга Михайловна Бурханова освятила понимание этой проблемы с точки зрения психологии. Предлагаем вам краткое изложение доклада О. М. Бурхановой.

Понятие «индивид» отражает принадлежность к человеческому роду. В этом термине не фиксируются какие-либо особенные свойства человека. Обязательное условие становления личности – нахождение с такими же, как он, индивидами. Если у человека нет возможности общаться с другими людьми, наступает одиночество.

Одиночество может быть свободным (добровольным) и вынужденным (места лишения свободы, космические станции). Психика человека с трудом справляется с вынужденным одиночеством.

Существует особый тип одиночества – социальное. Оно наступает, когда человек находится в обществе, внешне не считает себя одиноким, но внутри он абсолютно один. Это чувство отверженности, когда тебя не понимают, не любят. Безусловно, это тоже вынужденное одиночество. Такое чувство опасно, так как в большинстве случаев переходит в депрессию. Люди, страдающие от социальной отчужденности, не умеют слушать других, говорят только о себе. В результате, контакта не выходит, и человек все больше погружается вглубь себя. Эта порочность развивается в хроническое одиночество.

Можно выделить 5 стадий одиночества:

1. Человек активен, социализирован. Он не выделяется, ровен со всеми. Одиночество внутри.

2. Человек не одинок, но и не социален. Он самодостаточен. К другим людям обращается только по нужде.

3. Человек не активен, а общество принуждает его к активности. Тогда он находит себе для общения малые группы или одного человека. Образуется избирательный круг коммуникации.

4. Люди активны, а общество их не принимает.

5. Человек выбирает одиночество как форму жизни. Это намеренное отстранение от людей.

Личность формируется внутри общества. Н. Бердяев писал: «Я» имеет глубокую потребность быть верно отраженным в другом, получить подтверждение и утверждение своего «я» в другом, жаждет быть услышанным и увиденным... Одиночество онтологически есть выражение тоски по Богу, по Богу, как субъекту, а не объекту, как «ты», а не как «оно». Бог и есть преодоление одиночества». А если Бог есть любовь, то одиночество – это выражение тоски по любви.

Итак, одиночество – это не хорошее, но в некоторых случаях очень полезное чувство.

Священник Владимир Максимов посвятил свое выступление христианскому пониманию проблемы одиночества и феномену монашества в данном контексте. Вот краткое изложение доклада о. Владимира.

Физическое отсутствие объекта для общения и ощущение внутренней пустоты – разные вещи. Когда человек является сосудом наполненным, заряжен отдавать, у него не может быть чувства одиночества, бессмысленности и разочарования.

Бог есть любовь. Любовь – это стремление отдавать безотчетно, безвозмездно. Если человек в состоянии любви, значит, Бог действует в нем, а сам человек становится частью мироздания. Источником наполненности может быть только Бог.

С точки зрения христианства, человек, который ведет полноценную духовную жизнь, не может быть одинок. Но чем больше он боится одиночества, чем больше бережет себя, свою боязнь, тем оно ближе.

Когда человек незрелый, внутренне пустой, не способный отдавать, но претендует на сугубую индивидуальность, приходит гордыня. В этом случае человек не способен трезво и здраво оценить свою личность.

Одиночество не страшно человеку, который общается с Богом. Если человек соблюдает наполненность, чтобы что-то отдать ближнему, запас никогда не иссякнет.

Монашество в контексте одиночества.

Монах (от греч. monos – «один») – член религиозной общины, давший обет вести аскетическую жизнь. Монах одинок в плане семейной жизни, но в плане общения он не одинок, ведь он постоянно общается Богом. Не будучи в церкви, монах остается в церкви.

В 313 году император Константин издал эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской империи. Христианство становится официальной религией, прекращаются гонения на церковь. Это приводит к притоку в церковь большого количества случайных людей. Тогда истинно верующие христиане решают покинуть общину. Они бегут из городов, в которых христианская вера потеряла ценз. Именно в эти годы зарождается монашество.

В монастырь уходят не от отвращения к миру, а от большой любви к Богу. Человек чувствует свое призвание, а мир отвлекает от служения Господу. Состояние наполненности больше ощущается в пределах монастыря.

Монашество выше мирского существования, ведь монах пожертвовал возможностью создать семью, продолжать свой род.