19 марта состоялось заседание дискуссионного клуба «Открытое общество» на тему: «Философия образования».
Ведущий клуба, доцент РГУ им. И. Канта Дмитрий Викторович Полянский посвятил свое выступление философскому пониманию образования, а также основным тенденциям развития образования в современном мире, и в частности в России. Предлагаем вам краткое изложение доклада Д. В. Полянского.
Философия образования – одна из областей философского знания, по поводу которой у каждого человека есть своя точка зрения. Это происходит потому, что все мы так или иначе связаны с образованием.
В современном мире образование находится в состоянии кризиса. Причем кризис не является собственно российским феноменом. У него есть универсальные основания и проявления.
Образование в индустриальном и постиндустриальном обществе переживает этап глубокой трансформации, что вызывает критику со стороны гражданского населения.
Образование – особый вид производства, отбора и распространения информации (символов, знаков). В отличие от других институтов образовательные институты должны отбирать информацию. Специфическая функция образования – распространение отобранной информации, причем не любой, а социально-конструктивной. Этим образование отличается, например, от СМИ. У СМИ другие принципы отбора информации, построенные на идеологической и коммерческой цензуре. Их задача – привлекать внимание и повышать рейтинги. У образования же есть особая образовательная цензура.
Современное общество называют индустриальным, постиндустриальным, технократическим, инновационным. Его отличительное свойство состоит в том, что оно освоило и поставило на конвейер умножение новой информации и создание на ее базе новых технических средств.
Когда механизация труда становится массовой, появляется потребность дать образование всему населению. Образование становится массовым, формализованным, построенным по типу конвейера.
Задачи новых образовательных институтов:
1. Подготовка пролетариата.
2. Формирование гражданской идентичности.
3.Адаптация к новым политическим условиям.
Но если до 20 века старые образовательные институты с этими функциями справлялись, то в 20 веке ситуация кардинально изменилась, и зародились 4 основные тенденции, послужившие причиной трансформации сферы образования:
1. Нарастание информационного хаоса. Долгое время существовала монополия институтов, которые отбирали и распространяли информацию, существенно ограничивая плюрализм и свободу. Новое общество стремилось эмансипировать субъект деятельности. Это привело к разрушению институтов, монополизирующих информационное пространство. Первым шагом стало отделение церкви от государства.
В результате люди столкнулись с необозримым разнообразием картин мира. Это разнообразие росло, и стало непонятно, чему и как учить.
Последствие такого явления – глобализация и появление Интернет-среды. Информационное пространство становится неуправляемым.
2. «Сжимание» образовательной среды.Еще совсем недавно человека учили везде и со всех сторон. Со временем среда за пределами образовательного учреждения перестала быть обучающей. Государство и СМИ отказываются учить. Поэтому современный человек имеет дело с образованием только в пределах образовательного учреждения.
3.Стремительный рост социальной динамики.
4. Коммерциализация института образования. Образовательное учреждение становится коммерческим, в нем сменяются принципы отбора информации. Образование превращается в сферу услуг, которые нужно продать. Клиенту должно быть приятно, интересно, увлекательно. При этом с ног на голову переворачиваются отношения учитель-ученик.
Эти 4 тенденции делают образование как институт все более неэффективным. Оно по-прежнему готовит профессиональные кадры, справляется с идеологической функцией, но теперь еще выполняет функцию зарабатывания денег. Собственно образовательную функцию оно выполняет все с большим трудом.
Проблемы образования находятся за пределами образования. Они связаны с внутренней логикой развития общества.
Российское образование за небольшой промежуток времени пережило трансформации образовательных институтов, в которых эти изменения предстали в усугубленной форме. Темпы социальной динамики российского общества гораздо выше общемировых, поэтому все негативные тенденции проявляются у нас в стране более ярко. Отсюда более высокая коммерциализация, еще большее ограничение образовательной среды и, наконец, слом вообще всех институтов.
Период становления новых образовательных институтов сопровождался в России тяжелой экономической ситуацией. Образовательные учреждения недофинансировались, и наша страна утратила свой научный и образовательный потенциал.