Светлов М.А. Стихотворения

Светлов, М. А. Стихотворения / М. А. Светлов ; ред. В. М. Инбер [и др.]. - Москва : Художественная литература, 1959. - 191 с. : 1 вкл. л. портр. авт. (фронт.) - (Библиотека советской поэзии).


4 июня 2018 года исполнилось 115 лет со дня рождения советского поэта, драматурга, журналиста Михаила Аркадьевича Светлова (настоящая фамилия Шейнкман; 1903-1964).

Михаил Аркадьевич Светлов

Михаил Аркадьевич Светлов родился 4 (17) июня 1903 г. в Екатеринславе. В периодической печати начал публиковаться с 1917 г. В 1919 г. вступил в комсомол, тогда же появился псевдоним «Светлов». Годом позже стал добровольцем-стрелком Екатериславского территориального полка. Принимал активное участие в Гражданской войне.

Жил в Харькове. Здесь вышла первая книга стихов М. Светлова «Рельсы». В 1922 г. переезжает в Москву. Учится на литературном факультете Московского университета, в Литературно-художественном институте имени Брюсова, публикует сборники стихов. Особую известность поэту принесло стихотворение «Гренада» (1926), которое положили на музыку многие композиторы из разных стран. Десятилетие спустя им была написана «Песнь о Каховке» (1935). Этой песне на музыку И. Дунаевского суждено было пройти по дорогам Великой Отечественной войны. Все эти годы М. Светлов на фронте: специальный корреспондент газеты «Красная звезда» в осажденном Ленинграде, военный корреспондент фронтовых газет. За боевую работу поэт был награжден двумя орденами Красной Звезды и четырьмя медалями.

С середины 50-х гг., после значительного перерыва, М. Светлов переживает новый подъем творчества. О себе поэт писал: «За десятилетия моей литературной работы у меня выработалось правило: пиши так, как будто ты сидишь и разговариваешь с читателем за одним столом». Литературоведы и критики особенно отмечали произведения поэта, вошедшие в сборники «Горизонт» (1959) и «Охотничий домик» (1964, вышел посмертно).

С середины 30-х гг. и до конца жизни Светлов работал в драматургическом жанре. За его первой пьесой «Глубокая провинция» (1935), несправедливо раскритикованной, следуют пьесы «Сказка» (1939) и «Двадцать лет спустя» (1940). Фронтовые впечатления поэта отразились в пьесе «Бранденбургские ворота» (1946). Смерть М. А. Светлова – он умер 28 сентября 1964 г. – оборвала работу над пьесой об А. Сент-Экзюпери.

В 1967 г. за книгу «Стихи последних лет» поэту была присуждена Ленинская премия.

Фонд редких книг в серии «Библиотека советской поэзии» владеет сборников стихотворений Михаила Аркадьевича Светлова, изданный государственным издательством художественной литературы в Москве в 1959 г.

Михаил Аркадьевич Светлов. Стихотворения Михаил Аркадьевич Светлов. Стихотворения

В книгу включены стихи Михаила Светлова 1924-1939, 1943, 1946, 1948, 1952-1954, 1957, 1958 гг. Следует отметить, что есть и стихотворения с посвящением поэтам Н. Н. Асееву (1889-1963), И. П. Уткину (1903-1944), В. А. Луговскому (1901-1957), А. И. Безыменскому (1898-1973).

Литературный критик, литературовед, писатель З. С. Паперный (1919-1996) считал, что М. А. Светлов видел свою задачу в том, «чтобы как можно точнее, старательней, подробно отразить жизнь как она есть. Всем своим творчество он утверждал веру, дающую художнику свободу и непринужденность “обращений” с реальностью. В годы мировых потрясений светловская романтика как будто выплеснута на берег будней». Голос становился «глуше, грустнее и – ироничнее».

В романтический пейзаж стихотворений Светлова «со всех сторон наплывает сугубо прозаические, подчеркнуто точные, трезвые подробности, черты, приметы». Ирония поэта – печальная улыбка романтики, её горестная усмешка.

Во второй половине 1920-х гг. Михаил Светлов написал многие широко известные стихотворения: «Маленький барабанщик», «Перед боем», «Граница», «Живые герои» и др.

Специалисты считают, что в 1930-е гг. поэтический тонус ослабевает. «Светлов вообще работал неровно – за взлетами следовали долгие паузы. Он не раз сравнивал себя с парусным судном – оно может плыть только при сильном напоре ветра». Преодолевая кризис, заново утверждая права романтики в мирных, бытовых условиях, поэт приходит к теме любви.

Отечественная война обозначила новый рубеж в творческой судьбе Светлова. Он – корреспондент, журналист, писатель – делит ратный труд с воинами. Широкое признание в этот период получило стихотворение «Итальянец» (1943). Оно написано от лица не просто солдата, бойца, но прежде всего человека, которого всенародная беда заставила надеть солдатскую форму. «Подлинное произведение поэзии не сведешь к тематической рубрике... Это произведение и о войне, и о человечности, и о возмездии, и о том, каким должен быть мир, какой счастливой была бы жизнь, если б не война».

«Я не дам свою родину вывести

За простор чужеземных морей!

Я стреляю – и нет справедливости

Справедливее пули моей!»

Современники М. Светлого вспоминали, о том, как в самые напряженные и опасные моменты он оставался самим собой, шутил, сохранял спокойный «мирный» вид. И вместе с тем, война для Светлова – пора напряженной каждодневной работы. Он пишет стихи для армейской газеты, в полном смысле слова служит фронтовым поэтом. За годы войны им были созданы поэмы о Герое Советского Союза, одна из организаторов партизанского движения в годы Великой отечественной войны Лизе Чайкиной (1918-1941) и о бойцах-панфиловцах.

Во вторую половину 1950-х – первую половину 1960-х гг. поэт приходит к новой форме лирического повествования – к стиху – беседе. Например, первое четверостишье стихотворения «Любовь»:

Быть может, в разговорах откровенных

Шагая с молодежью по нови,

Увижу я средь лиц обыкновенных

Встревоженную мордочку любви…

«Образная тема в стихах М. Светлова последнего десятилетия прочерчивается прерывистой линией. Он избегает прямых “подхватов”, четкой последовательности песенной слитности. В стихах-посланиях светловский голос звучал во всей своей естественности, как вольное повествование, с неожиданными поворотами, отступлениями, ассоциациями».

Романтика «Светлова вбирала в себя будни, прозу, юмор, иронию, разговорную “домашность”, обыкновенность, но так и не изменила своей природе, вере в “обыденный мир чудес”, своей убежденности, что нельзя жить без выдумки, фантазии, поэзии – “без лишнего”. Она воевала с бескрылой трезвенностью, с душевной усталостью, с надвигающейся старостью. И, наконец, ей пришлось вступить в бой с неизлечимой болезнью».

В молодости Михаил Светлов писал о героях, перешагнувших смерть: о приятеле из «Гренады», о двух бойцах, погибших в разведке. Когда же случилась болезнь – он проявил присутствие духа, равное тому, что воспел в самых романтических своих стихах.

З. Паперный писал о поэте: «Лирика Светлова благородна – здесь это слово обретает предельную, почти терминологическую точность – так он соответствует духу его поэзии. Это – благородство скромной и незаметной простоты. Свобода от наигрыша и словесной жестикуляции, кокетничанья с самим собой и заигрывания с читателем. Редкий дар чувствовать себя среди людей, на миру – как дома, оставаясь самим собой. Михаил Светлов всю жизнь рвался к дальним землям, к новым горизонтам, “неузнанному небу” – но никогда не изменял своей натуре, не уходил от самого себя».

В сборнике «В литературной галерее» (1959 г. изд.) помещены добрый шарж, выполненный художником И. И. Игиным, и эпиграмма С. Смирнова, которые удивительно точно характеризуют творчество и характер поэта Михаила Аркадьевича Светлова.

Михаил Светлов

Михаил Светлов. Эпиграмма'

Список использованной литературы:

  1. Светлов, М. А. Стихотворения / М. А. Светлов ; ред. В. М. Инбер [и др.]. - Москва : Художественная литература, 1959. - 191 с. : 1 вкл. л. портр. авт. ( фронт.) - (Библиотека советской поэзии).
  2. В литературной галерее : дружеские шаржи и эпиграммы / А. Безыменский, Ю. Благов, С. Васильев. - Москва : Советский писатель, 1956. - 130 с.

Возврат к списку