Державин Г. Р. Сочинения Державина. С объяснительными примечаниями Я. Грота. Т. 1

Державин, Г. Р. Сочинения Державина. С объяснительными примечаниями Я. Грота. Т. 1 : с рисунками, найденными в рукописях, с портретами и снимками. Стихотворения : ч. 1 / Г. Р. Державин. - Санкт-Петербург : В типографии Императорской Академии наук, 1864. - VI-L, 812 с. : [4] л., портр., ил., факс. - Алф. список соч. т. 1: с. 809-812.


14 июля 2018 года исполнилось 275 лет со дня рождения поэта, государственного деятеля Гаврилы Романовича Державина (1743-1816).


Художник Т. Тончи. Гравер Ф. Йордан (1861)


Литературоведы считают, что жизнь Гаврилы Романовича Державина могла бы стать сюжетом увлекательного романа. Потомок Багрима, татарского мурзы, который ещё в XV веке бежал из Золотой Орды и пришел служить великому князю Василию Темному, сын обедневшего и рано умершего казанского офицера. С детских лет Державин познал жестокость и высокомерие, бедность и беззащитность. Из гимназии был отозван на солдатскую службу в гвардейский Преображенский полк, где выполнял самую черную работу, урывками читал книги… К тридцати годам Г. Р. Державин становится гвардии поручиком, затем адъютантом генерал-аншефа А. И. Бибикова, служит в секретной комиссии в г. Казани; активно участвует в подавлении восстания Емельяна Пугачева. В 1777 г. Гаврила Романович переводится в «штатную службу с чином коллежского советника». Через несколько месяцев он был назначен экзекутором первого департамента Сената. Затем получает чин статского советника, в 1784 г. – действительного статского советник. В том же году оканчивает службу в сенатском департаменте. Выйдя в отставку, Гаврила Романович занимается литературным творчеством.

До сих пор нет единообразия в написании имени Державина: Гаврила или Гавриил. Используется, как правило, первый вариант, как наиболее обоснованный: именно так (хотя в некоторых письмах он именует себя и Гавриил, и Гаврил, и Гаврило) называет себя сам Державин. В официальных документах, касающихся будущего поэта, имя Державина указано как Гаврила.

По словам советского литературоведа, филолога, специалиста по русской литературе XVIII века Григория Александровича Гуковского (1902-1950), «Державин любил выдвигать на первый план свою деятельность как чиновника и организатора дворянской общественности, а вовсе не свою литературную работу». Сам поэт считал своё литературное творчество инструментом государственности. «Именно поэзия обеспечила Г. Р. Державину бессмертие, именно она сделала его гениальным поэтом, крупнейшим национальным художником-новатором».

Фонд редких книг владеет первым томом (1864 г.) девятитомного издания собрания сочинений, писем, записок, деловых бумаг и других материалов Г. Р. Державина, сопровождающегося биографией писателя, обширнейшими комментариями и примечаниями Я. К. Грота. Тома были изданы в Санкт-Петербурге в Типографии Императорской Академии наук.

Собрание сочинений Г. Р. Державина готовилось в период 1864-1883 гг. под руководством выдающегося русского филолога, академика, профессора, вице-президента Российской Императорской Академии наук, действительного тайного советника Якова Карловича Грота (1812-1893). Для своего времени это научно-критическое издание было образцовым. Биография, основанная на богатейших архивных изысканиях и бесчисленных документах, до сегодняшнего дня, как считают специалисты, остается самым полным сводом фактов жизни и творчества писателя, хотя в ней находят и недостатки.

Предисловие Я. К. Грота объемное и состоит из нескольких разделов: «Общая цель издания», «Обзор рукописей Державина, служивших пособием для этого тома», «Обзор прежних изданий Державина», «О рисунках при стихотворениях», «Расположение стихотворений, текст их и варианты».

Литературоведы считают, что творчество Г. Р. Державина велико, разнообразно и многожанрово. Ведущим жанром поэзии Державина была ода с её колоссальными художественными возможностями. Считается, что в державинской оде соединены критерии разных жанровых разновидностей. Сам поэт свою оду называл «смешанной».

Как биограф Державина, Я. К. Грот фиксировал внимание на его семейных корнях. Потомком мурзы Багрима в своих стихах называл себя сам поэт, говоря тем самым о древности своего рода. Грот специально подчеркивал, что это льстило воображению поэта и «доставляло ему любимую поэтическую прикрасу». 

Я. К. Грот и его последователи, когда писали о поэзии Державина, выделяли, прежде всего, её национальный колорит, её русскость.

В творчестве Державина, в первую очередь в одах, «ярко отпечатался русский XVIII век с его бурной внутрироссийской и внешнеполитической жизнью». Очарованный деятельностью императрицы Екатерины II, Гаврила Романович «стал её певцом, создал ряд стихотворных её портретов и портретов выдающихся русских полководцев тех лет: генералиссимуса А. В. Суворова, фельдмаршала Г. А. Потёмкина, фельдмаршала П. А. Румянцева» и др. 

Г. А. Гуковский так говорил о Гавриле Романовиче: «Его стихи рвут из рук, их переписывают в заветные тетради, они не нуждаются даже в печати, их и без того знают наизусть все; они злоба дня; их читают не в тиши кабинетов, а на общественных гуляньях, за многочисленным обедом, в гостиной, в передней… на весёлой пирушке… Всякому интересно заглянуть в стихи, где продернут известный вельможа, где остро говорится о политике. Где автор высказывается о вчерашнем событии…».

В творческом наследии Г. Р. Державина особое внимание привлекает и любовная лирика. Произведения, написанные под воздействием трепетного чувства великого поэта к своей жене Екатерине Яковлевне, урожденной Бастидон, многое раскрывают в личности самого поэта. Ей посвящён целый стихотворный цикл. Влияние жены было столь велико, что «можно говорить и о его стихотворных натюрмортах, создающих особый домашний уют, как о закодированности художественного зрения поэта комфортом и негой его домашнего, семейного быта, образом любимой жены». Образ милой Плениры, такое имя поэт дал Екатерине Яковлевне, вдохновлял Державина на создание и своей собственной философии жизни и творчества.

…С нею вечен мой союз…
Жизнь утехи и покою!
Жить с толь милою женою
Рай во всякой стороне;
Там веселия сердечны,
Сладки, нежны чувства там;
Там блаженства бесконечны,
Лишь приличные богам.
(«Препятствие к свиданию с супругою») 

Литературоведы считают, что поэзии Державина присуще и стремление возвеличить человека, возвести его на тот «духовный пьедестал», с которого он мог бы смотреть на себя с уважением. Эту способность творчества Г. Р. Державина отмечали многие современники поэта. Будучи человеком высокой чести, он имел и свои слабости, о чем и говорит в стихотворении «Признание» (1807):

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.

Специалисты считают, что Г. Р. Державин «демонстрировал необычайную бережливость художественных средств, предельную точность и ясность, отточенность языка и стиха роскошных шедевров, широко употребил разговорную речь, избежал всякого салонного жеманства».

В представляемом издании помещены рисунки и виньетки, выполненные при жизни и по воле Г. Р. Державина. Они были найдены с рукописями поэта. Я. К. Грот в предисловии пишет: «Виньетки, которыми обставлены почти все стихотворения настоящего тома, резаны на дереве гг. Гогенфельденом, Даугелем, Брауном и отчасти Стариковым».

В настоящем томе портрет Г. Р. Державина гравирован по стали профессором Санкт-Петербургской академии художеств Федором Ивановичем Иорданом (1800-1883). Подлинник, во весь рост, написан масляными красками художником Т. Тончи в 1801 г. 

Гаврила Романович Державин умер 8 июля 1816 г. За три дня до кончины он, «взорвавший нормативные каноны классицизма», на аспидной доске написал свой знаменитый апофеоз, в котором распрощался с друзьями, жизнью и мужественно встретил диалектический итог и финал, истинность которого понял давно:

Река времен в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы!
(«Река времен…»)

Список использованной литературы:

  1. Державин, Г. Р. Сочинения Державина. С объяснительными примечаниями Я. Грота. Т. 1 : с рисунками, найденными в рукописях, с портретами и снимками. Стихотворения : ч. 1 / Г. Р. Державин. - Санктпетербург : В типографии Императорской Академии наук, 1864. - VI-L, 812 с. : [4] л., портр., ил., факс. - Алф. список соч. т. 1: с. 809-812.
  2. Державин, Г. Р. Избранное / Г. Р. Державин ; [ред.-сост.: В. Т. Дорожкина ; вступ. ст. Л. В. Поляковой]. - Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. - 303 с. : [8] л. ил., портр., факс.
  3. Белов, Б. Поэтическое завещание Г.Р. Державина. О счастливой книжной находке // Альманах библиофила. - Москва : Книга, 1989. – Вып. 25. - С. 112-131303 с. - Библиогр. в примеч. в конце ст.


Возврат к списку