Калининградская областная научная библиотека


Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

МБФШ2018

Вконтакте Twitter Facebook Instagram YouTube
           
Центр регионоведения
         
           
Департамент развития культуры Калининградской области


Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина

Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе
           
Центральные библиотеки субъектов РФ

Дельвиг А. А. Стихотворения

Версия для печати

Дельвиг, А. А. Стихотворения / А. А. Дельвиг ; авт. предисл., примеч. И. В. Исакович ; ред.: В. Н. Орлов [и др.]. - Москва ; Ленинград : Советский писатель, 1963. - 384 с. : 1 л. портр. - (Библиотека поэта. Основана М. Горьким. Малая серия. Изд. 3-е).


6 августа исполняется 220 лет со дня рождения поэта, издателя Антона Антоновича Дельвига (1798-1831).

Дельвиг А.А.

Фонд редких книг владеет третьим изданием серии «Библиотека поэта. Малая серия» сборника стихотворений талантливого и самобытного поэта, ближайшего друга и литературного соратника Александра Сергеевича Пушкина А. А. Дельвига. Книга издана в 1963 г. в издательстве «Советский писатель». В настоящее издание вошли все стихотворения А. А. Дельвига, включенные самим поэтом в единственном сборнике при его жизни (Санкт-Петербург, 1829), а также другие его произведения, представляющие наибольшую художественную ценность и историко-литературный интерес.

Стихотворения расположены в хронологической последовательности. Составлен словарь мифологических имен и названий.

Вступительная статья, подготовка текста и примечаний выполнена литературоведом И. В. Исакович.

Дельвиг А.А. Стихотворения

Дельвиг А.А. Стихотворения

Поэтическое наследие А. А. Дельвига невелико по объёму. Начав свой творческий путь очень рано, ещё в отроческие годы, он успел за пятнадцать лет литературной работы написать около ста восьмидесяти стихотворений. Из них при жизни Дельвига были напечатаны и стали известными современникам немногим более половины. В собрании стихотворений, изданном поэтом в 1829 г., то есть примерно за год до смерти, он опубликовал всего 65 произведений, остальные были рассеяны по различным журналам и альманахам 1810-1820-х гг.

«Дельвиг долго обдумывал свои произведения, даже самые мелкие, - вспоминал Пушкин в своих заметках об умершем поэте. - Он любил в разговорах развивать свои поэтические помыслы, и мы знали его прекрасные создания несколько лет прежде, нежели были они написаны». Позже Пушкин добавлял: «Причина, по которой Дельвиг так мало написал, кроется в его манере сочинять».

Антон Дельвиг крайне строго относился к собственному творчеству. Повышенная требовательность заставляла его много раз возвращаться к одному и тому же стихотворению, вносить правки, тщательно отделывать и переделывать не только отдельные строки и строфы, но часто и всё стихотворение от начала до конца.

После смерти поэта в его бумагах были обнаружены, наряду с набросками и черновиками задуманных произведений, неизвестные даже его близким друзьям, давно написанные и вполне законченные стихотворения, которые Дельвиг считал, по-видимому, не окончательно отделанными. Подобный метод работы плохо вяжется с пресловутой «ленью» Дельвина, о которой столько говорится в мемуарной литературе. Прославленный «ленивец», А. А. Дельвиг проявлял удивительное трудолюбие, когда дело касалось поэтического творчества. Об этом свидетельствует упорное стремление к повышению своего поэтического мастерства, неустанные поиски новых совершенных форм художественной выразительности.

Литературную славу А. А. Дельвигу доставили главным образом его идиллии в античном духе, русские песни и романсы. Он писал также дружеские послания, анакреонтические стихи, сонеты, надписи и эпитафии, пародии и эпиграммы, пробовал силы в переводах. Для творчества Дельвига «характерно постоянство тем и мотивов, устойчивость поэтической системы, отсутствие четких граней, отличающих один этап творческого развития от другого этапа».

Развиваясь в общем русле русской поэзии 1820-х гг. поэт не мог пройти мимо основных проблем литературы своей эпохи – проблем народности и романтизма. Специалисты считают, что во многих его ранних песнях заметно влияние элегически-сентиментальной песни-романса, вошедших в моду с конца XVIII в.

Желая разграничить свои салонные песни, не претендующие на народность, и песни, имитирующие «простонародные», А. Дельвиг обозначал их различными названиями: «песня» и «русская песня». Современная поэту критика единодушно выделяла русские песни как самое ценное в его творчестве. Недаром они пользовались огромной популярностью, перепечатывались в многочисленных песенниках, распевались в гостиных и проникали в народный репертуар. Многие песни Дельвига, положенные на музыку М. И. Глинкой, А. А. Алябьевым, А. С. Даргомыжским, А. Т. Гречаниновым, другими русскими композиторами живут и в наши дни, а песня его «Соловей, мой, соловей…» прочно вошла в международный вокальный репертуар.

Современники отдавали должное достижение А. А. Дельвига в жанрах античной поэзии. Отмечаются его идиллии «Купальщицы», «Конец золотого века», «Изобретения ваяния» и др.

Дельвиг создавал сонеты и превосходные романсы, «Составляющие вершину его лирики, подкупающие истинностью чувства и удивительной простотой и задушевностью интонации» («Прекрасный день, счастливый день…», «Только узнал я тебя…» и др.). А. С. Пушкин называл Дельвига «творцом русского сонета»:

У нас ещё не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

Гексаметра священные напевы.

(«Сонет»)

Работая над романсом, Антон Антонович Дельвиг стремился выдержать в нем колорит эпохи.

В силу особенностей дарования А. Дельвига, «его душевного склада и темперамента интимная лирика занимает в его творчестве сравнительно небольшое место. Сдержанность и своего рода целомудрие в проявлении чувств – составляет своеобразие его поэзии, в которой субъективный элемент не проявляется на поверхности, а глубоко скрыт или замаскирован».

Творческий путь А. А. Дельвига оборвался в пору его художественной зрелости, в самом расцвете поэтического мастерства. Остались неосуществленными многие замыслы поэта, обещавшие внести в его творчество новую струю…

После кончины А. А. Дельвига Александр Сергеевич Пушкин предлагал вместе с Е. А. Баратынским и П. А. Плетневым написать книгу о жизни поэта. В заметках, начатых для этой книги в 1834 г. Пушкин с горечью писал о несправедливом отношении современников к прекрасному таланту Дельвига: «Такова участь Дельвига: он не был оценен при раннем появлении на кратком своем поприще; он ещё не оценен и теперь, когда покоится в своей безвременной могиле!».

И. В. Исакович пишет, что жизнь Антона Антоновича не была богата «романтическими приключениями». Более того, она могла показаться будничной и обычной. Предки его происходили из немецкого остзейского дворянства, но родная семья была чисто русской. С немецким языком Дельвиг познакомился только в Лицее. Титул «барона», доставшийся ему по наследству, и друзьями, и им самим воспринимался скорее иронически, чем всерьез, и сопутствовал его имени в дружеской среде только по привычке. Любопытно, что этот «барон» более, чем многие другие его сотоварищи и сверстники по литературе, обнаруживал тяготение ко всему русскому, народному и с увлечением писал песни, близкие по духу и по стилю к тому, что создает сам народ. Да и по натуре своей, щедрой, широкой, отзывчивой, Дельвиг совсем не был похож на выходца из иностранной среды. Он и сам именовал себя чисто русским человеком, и никто не мог в этом усомниться.

***

В 1811 г. Антон Дельвиг, успешно выдержав экзамен, был принят в число воспитанников Царскосельского Лицея. Увлечение литературой, особенно отечественной и иностранной поэзией началось в Лицее с первых же дней его учебы и приобрело поистине всеобщий характер. Писатель и педагог Е. А. Энгельгардт (1775-1862) позже свидетельствовал: «Он всеми способами достает себе книги и читает всё без разбора, преимущественно во время лекции. Русскую литературу он изучил лучше всех своих товарищей».

От признанных лицейских поэтов – А. С. Пушкина, В. К. Кюхельбекера, Илличевского - страсть к стихотворчеству передавалась и другим лицеистам. Произведения Дельвига занимают немалое место в сохранившихся лицейских стихотворных сборниках. Он активно участвовал и в выпуске лицейских журналов «Неопытное перо», «Юные пловцы», выступал в качестве редактора журнала «Лицейский мудрец».

***

Годы, проведенные Дельвигом в Лицее, оказали огромное влияние на всю его дальнейшую судьбу. «Правда, познания, вынесенные им по окончании шести лет обучения в стенах Лицея, были, как и у большинства воспитанников, весьма скромными, однако именно здесь определились его поэтическое призвание, сформировались литературные вкусы, выявились основные устремления его поэзии».

В 1817 г. на торжественном выпуске лицеистов была исполнена «Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея», написанная А. А. Дельвигом и ставшая традиционным лицейским гимном на многие годы.

***

С первых же дней пребывания в Лицее Антон Дельвиг близко сошелся с А. Пушкиным, который о нем вспоминал: «Я знал его в Лицее – был свидетелем первого, незамеченного развития его поэтической души и таланта, которому ещё не отдали мы должной справедливости…». Детское товарищество, подкрепленное общими литературными занятиями и любовью к поэзии, переросло с годами в горячую, верную дружбу и тесное литературное сотрудничество.

***

Дельвиг ещё в лицейские годы вращающийся в кругах оппозиционно настроенной военной молодежи, участник общества «Зеленая лампа», не мог не испытывать воздействия декабристских идей. Он имел личное знакомство с К. Рылеевым и А. Бестужевым, закрепленное впоследствии сотрудничеством в «Полярной звезде». Однако юношеское вольномыслие А. А. Дельвига оказалось неглубоким и непродолжительным. «Далекий от революционных устремлений Рылеева и Бестужева, политически пассивный, Дельвиг был связан с декабристами по преимуществу литературными интересами и личными приятельскими отношениями». Несмотря на его полную непричастность к декабрьскому восстанию он был занесен в так называемый «Алфавит декабристов», хотя к следствию не привлекался. С осужденными декабристами связи не порывал. Так, В. К. Кюхельбекеру Дельвиг посылал в крепость книги, хлопотал об издании его произведений, материально помогал его родным.

***

В начале 1820-х гг. А. Дельвиг активно участвовал в работе Вольного общества любителей российской словесности. Он неоднократно избирался «цензором стихов», выступал на заседаниях с чтением собственных стихотворений, печатался в «Соревнователе просвещения и благотворения». Этот период, считается специалистами, был наиболее плодотворным периодом в творчестве Дельвига. За какие-нибудь четыре-пять лет им было написано больше произведений, чем за всю последующую жизнь. Его стихотворения появлялись и в журналах «Сын отечества», «Невский зритель», «Новости литературы» и др.

***

В 1821 г. А. А. Дельвиг поступает на службу в Публичную библиотеку на должность помощника библиотекаря Русского отделения под руководство баснописца Ивана Андреевич Крылова. Сначала он работал бесплатно с испытательным сроком. Отмечается, что, не слишком рачительно выполняя свои прямые служебные обязанности, Дельвиг проводил в библиотеке «по целым суткам» и использовал всё свое свободное время для «изучения литературы и других отраслей познаний, прикосновенных к изящным наукам». В числе сослуживцев в то время было немало крупных литераторов, людей высокообразованных и передовых по своим взглядам, в частности такие признанные авторитеты, как поэт Н. И. Гнедич и филолог, поэт А. Х. Востоков. В 1825 г. Дельвиг был вынужден уйти со службы в Публичной библиотеке, с директором которой А. Н. Олениным,у него сложились весьма натянутые отношения.

***

1824 год – год начала издательской и редакторской деятельности А. А. Дельвига. Он предпринял издание альманаха «Северные цветы», вокруг которого ему удалось объединить лучшие литературные силы той эпохи. Блестящий состав сотрудников, высокое качество и разнообразие литературных материалов, изящное полиграфическое оформление альманаха обеспечили ему огромный успех у читающей публики.

Небольшой доход, полученный от издания альманаха, вынуждает Дельвига искать новое место службы. В июле 1825 г. он поступает в министерство внутренних дел на должность чиновника особых поручений.

В том же году Антон Антонович Дельвиг женится на Софье Михайловне Салтыковой, дочери отставного сановника М. А. Салтыкова.

Дом Дельвигов вскоре превратился в один из литературных центров Санкт-Петербурга. Два раза в неделю, по средам и воскресеньям, Дельвиги устраивали у себя литературные вечера, на которых собирались писатели, музыканты, близкие друзья и лицейские товарищи поэта.

***

А. А. Дельвиг пользовался большим авторитетом в литературном кругу. Глубокие познания в литературе, тонкий художественный вкус заставляли считаться с его мнением не только молодых, начинающих поэтов. Дельвиг по праву гордился своей прозорливостью, позволяющей ему различать незаурядный талант в молодых поэтах, только начинающих свой творческий путь.

В литературных вопросах Дельвиг не признавал компромиссов и приятельских отношений, был прям и иногда резок. Без обиняков, не считаясь с болезненным самолюбием автора.

Друзья ценили в Антоне Антоновиче не только достоинства литература. Через несколько дней после кончины Дельвига А. С. Пушкин писал Е. М. Хитрово: «Помимо прекрасного таланта – то была отлично устроенная голова и душа незаурядного таланта. Он был лучшим из нас».

***

По единодушному признанию всех близко знавших А. А. Дельвига обладал редким человеческим обаянием. Врожденного артистизма, душевного благородства, необычайная мягкость, доброжелательность и простота, душевное изящество, привлекали к нему симпатии.

А. П. Керн в своих воспоминаниях писала: «Гостеприимный и великодушный, изысканный, он умел счастливить его окружающих… Я никогда не видела его скучным или неприятным, слабым или неровным… Он очень радушно встречал обычных своих посетителей и всем было хорошо близ него!».

***

С 1 января 1830 г. начала выходить «Литературная газета» под редакцией А. А. Дельвига. Созданная по инициативе А. С. Пушкина и отражающая литературно-эстетические взгляды передовой писательской группировки. Специалистами газета по своему художественному и теоретическому уровню была отнесена к числу лучших русских периодических изданий первой трети XIX века. «Литературная газета», страдавшая от постоянных цензурных преследований, впоследствии привлекла к себе настороженное внимание политической полиции. Дельвиг вынужден был неоднократно давать объяснения в III Отделение и выслушивать выговоры шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа, по поводу помещенных в газете материалов. Последний вызов к шефу жандармов, происшедший за два месяца до смерти А. А. Дельвига, положил конец его официальной редакторской деятельности: «Литературная газета» была запрещена на 65-м номере, и её издание удалось впоследствии восстановить лишь под редакцией писателя и журналиста О. М. Сомова (1793-1833).

В столкновении с А. Х. Бенкендорфом Дельвиг проявил немалое гражданское мужество. Он держался с большим достоинством и сумел добиться не только возобновления газеты, но и извинений Бенкендорфа за допущенную грубость. Однако неприятности, видимо, сказались на здоровье А. А. Дельвига. Поэт впал в тяжелую душевную депрессию, объяснявшую отчасти и обстоятельствами его неудачно сложившейся семейной жизни.

14 января 1831 г. Антон Антонович Дельвиг скончался.

***

До конца своих дней А. С. Пушкин бережно хранил память о А. А. Дельвиге. С грустью и нежностью вспоминает он об умершем друге в стихотворении, посвященном очередной лицейской годовщине «Чем чаще празднует лицей…» (1831):

…Зовет меня мой Дельвиг милый,

Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых,

Пиров и чистых помышлений,

Туда, в толпу теней родных,

Навек от нас утекший гений.

Антон Антонович Дельвиг, по мнению литературоведов, несомненно человек незаурядного поэтического таланта, позволившему ему сказать своё слово и по праву занять видное место среди поэтов пушкинского круга.

С 2015 г. редакцией «Литературной газеты» учреждена Всероссийская премия имени Антона Дельвига – премия «За верность Слову и Отечеству» имени первого редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига, больше известная как «Золотой Дельвиг».

Список использованной литературы:

  1. Дельвиг, А. А.Стихотворения / А. А. Дельвиг ; авт. предисл., примеч. И. В. Исакович ; ред.: В. Н. Орлов [и др.]. - Москва ; Ленинград : Советский писатель, 1963. - 384 с. : 1 л. портр. - (Библиотека поэта. Основана М. Горьким. Малая серия. Изд. 3-е).
  2. Рождественский, В. А. В созвездии Пушкина : книга о русских поэтах / В. А. Рождественский. - Москва : Современник, 1972. - 221, [1] с. : портр. - (Библиотека "Любителям российской словесности").

Возврат к списку