ГБУК "Калининградская областная научная библиотека"

Бардун Юрий Дмитриевич

Юрий Дмитриевич Бардун

Член клуба краеведов с 2012 г.

Родился в 1946 г. на в г. Пирятин Полтавской области (Украина) в семье кадрового военнослужащего. В 1949 г. в связи с переводом отца на новое место службы семья переехала в г. Лубны.

В 1964 г. окончил школу с золотой медалью и поступил на радиофизический факультет Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. По его окончании в 1969 г. получил специальность «радиофизика и электроника» и был распределён в Калининград в Специальное экспериментальное конструкторское бюро промрыболовства (СЭКБ). Здесь участвовал в разработке гидроакустической аппаратуры для поиска рыбы. В мае 1973 г. призван в Советскую армию, служил рядовым/сержантом в Калининграде. После завершения службы в 1974 г. вернулся на работу в СЭКБ промрыболовства. Ходил в Атлантику на испытания рыбопоисковой аппаратуры на больших рыболовных траулерах (шесть 5-месячных рейсов с 1974 по 1984 г.). Занимался спортом, был чемпионом Калининграда по регби в составе команды СЭКБ «Атлантик» (1975 и 1976 гг.).

В 1986 г. перешёл на работу в Опытное конструкторское бюро машиностроения (ОКБМ) при заводе «Кварц». В начале 1990-х гг. участвовал в разработке систем управления отклоняющими магнитами Ускорительно-накопительного комплекса (советского коллайдера) Института физики высоких энергий в г. Протвино. Стал главным конструктором, затем директором малого государственного предприятия (МГП) «Кварцит», созданного в рамках этого проекта. После распада СССР в связи с остановкой завода «Кварц» и строительства ускорителя, ОКБМ и МГП «Кварцит» прекратили своё существование.

С 2000 г. работал на частном предприятии «Роллтекс», открывшем производство текстильного оборудования. Разработал системы управления для ряда текстильных машин, обеспечивал их сервисное обслуживание. Неоднократно выезжал в командировки в Англию (Манчестер). на стажировку в производителе текстильных машин «Минироллер». Владеет английским языком, инженерными и графическими компьютерными программами.

После выхода на пенсию в 2006 г. стал активно заниматься авто -, вело-, пешим туризмом и краеведением. Круг краеведческих интересов разнообразен: историческое, архитектурное и техническое наследие Восточной Пруссии, история похода русских войск по Восточной Пруссии в Семилетней войне, замки Немецкого ордена, памятники Первой мировой войны, гидротехнические сооружения и каналы Восточной Пруссии.

Неоднократно участвовал в российско-польских краеведческих велопробегах по территории Калининградской области и Варминьско-Мазурского воеводства Польши. Владеет польским языком.

Исследователь Мазурского канала. Прошёл пешком вдоль всей рукотворной трассы канала, включая польскую часть (всего около 45 км), провёл полевые исследования гидротехнических объектов канала. Издал туристический Путеводитель по российской части Мазурского канала в соавторстве с коллегой-краеведом Томасом Лоовом. Исследовал архивные материалы. Самостоятельно изучил основы гидротехники в части устройства гидротехнических сооружений. реконструировал техническое устройство шлюзов Мазурского канала. Автор ряда публикаций об истории и техническом устройстве канала, а также воднотранспортной системы на Прегеле и Алле. Они опубликованы в сборнике «Калининградские архивы», немецком журнале «Wasser und Brunnen» и на интернет-сайте «Открытка из Восточной Пруссии».

Увлечения и интересы: авто-, вело-, пеший туризм, волонтёрство, международное сотрудничество (Литва, Польша), изучение иностранных языков, фотография, спорт, космические полёты, исследование планет Солнечной системы.

Список опубликованных работ:

1. Адриановская, М. В. Неизвестные страницы семилетней войны в Восточной Пруссии: бой при Сцирандсцене и хроника событий по дневнику Андреаса Резеника / М. В. Адриановская, Ю. Д. Бардун // Калининградские архивы. - Калининград, 2020. - Вып. 17. - С. 21-39 : ил.
О событиях Семилетней войны в Восточной Пруссии

2. Бардун, Ю. Д. Воднотранспортная система Восточной Пруссии в верховьях Прегеля и на Алле: проект, создание, послевоенная история / Ю. Д. Бардун // Калининградские архивы. - Калининград, 2019. - Вып. 16. - С. 56-83 : ил.
В статье исследована история создания, техническое устройство и работа системы воднотранспортных гидроузлов в верховьях Прегеля и на реке Алле и их послевоенная история

3. Бардун, Ю.Д. Мазурский канал : путеводитель по Российской части / Юрий Бардун, Томас Лоов. - Калининград : Печатный Двор, 2017. - 89 с. : цв. ил., карты, портр.
В книге приводятся краткая история создания Мазурского канала, описание устройства его гидротехнических сооружений, а также семь туристических маршрутов по российской части Мазурского канала.

4. Бардун, Ю.Д. Мазурский канал. История создания, проекты, строительство / Ю. Д. Бардун // Калининградские архивы. - Калининград, 2016. - Вып. 13. - С. 194-205.

5. Бардун, Ю.Д. Мазурский канал. Полуторавековая история / Ю. Д. Бардун // Балтийский альманах. - Калининград, 2019. - № 18. - С. 59-70
История и судьба Мазурского канала

6. Бардун, Ю.Д. Мазурский канал. Техническое устройство: ворота безопасности, порты и зимние гавани, мосты и другие сооружения. Послевоенная история Мазурского канала [Текст] / Ю. Д. Бардун // Калининградские архивы. - Калининград, 2018. - Вып. 15. - С. 49-69 : ил., схема.

7. Бардун, Ю.Д. Мазурский канал. Техническое устройство: русло и шлюзы / Ю. Д. Бардун // Калининградские архивы. - Калининград, 2017. - Вып. 14. - С. 52-69 : ил., схемы

8. Juri Bardun – Krzysztof Stachowski. Der Masurische Kanal - eine gigantische Technikruine im einstigen Ostpreußen // Wasser und Brunnen. 2018. No 10. S.12–25.

9. Juri Bardun. Die Neugestaltung des Binnenschifffahrtsnetzes im nördlichen Ostpreußen während der Jahre 1921 – 1936. // Wasser und Brunnen. 2019. No 11. S.19–31.