Сергей Александрович Есенин (1895-1925) Биография Сергей Александрович Есенин родился 12 сентября 1895 года в селе Константиново на Рязанщине в крестьянской семье. Его отец, Александр Никитич, вышел из крестьянского сословия, перебрался в Москву и стал приказчиком купца; в деревне же бывал наездами - этим объясняется то, что семейная жизнь родителей Есенина не сложилась. Жил будущий поэт у деда. В 1904 году Есенина отдали в Константиновское земское училище, которое он закончил в 1909 году с похвальным листом, успев перечитать всю школьную библиотеку, а затем отправили в закрытую церковно-учительскую школу в большом торговом селе Спас-Клепики. Воспоминания о Есенине разные: одним он казался неусидчивым и неуемным драчуном, другим - тихим и застенчивым «монахом». Учитель дал ему совет ехать в Москву, к поэтам. В 1913 году Есенин читал стихи у суриковцев (кружок писателей из народа): Там, где капустные грядки Алой водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет... В этом вся есенинская метафизика, которая имеет природный характер; все произрастает, и сама земля - произрасталище (Ходасевич), все имеет глубинную животную языческую силу. Стихи Есенина только начинали печатать, сам автор перебирался с копейки на копейку, брался за множество работ. Вскоре он сошелся с Анной Изрядновой, которая родила в конце 1914 года сына, написал антивоенную поэму «Галки» (не сохранилась). В 1915 году поэт переезжает в Петроград, к Блоку. В дневнике Александра Александровича осталась запись: «Днем у меня рязанский парень со стихами... Стихи свежие, чистые, голосистые»; он же передаст Есенина «на поруки» Сергею Городецкому. Петроград стал пристанищем Есенина, все реже он выбирается в родную деревню. Петрогад притягивал и тем, что здесь был Николай Клюев «проповедник дедовой веры и избяной старины». Его влияние на Есенина огромно. Их первое выступление состоялось 25 октября 1915 года в Тенишевском училище. Клюев был в черном кафтане и изображал степенного мужика, Есенин в белой рубахе с вышивкой разыгрывал роль пастушка. М. Горький писал: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе». В самом начале 1916 года вышла первая книжка «Радуница» - и стала настоящим праздником для Есенина. А уже весной он был приглашен к императрице читать стихи. Вероятно, молодого поэта протежировал подполковник Д.Н. Ломан. «Придворная» история поэта завершилась тем, что он благополучно избежал фронта и, судя по всему, приобрел очень важные связи. Весной 1917 года в редакции газеты «Дело народа» Есенин познакомился с молоденькой секретаршей Зинаидой Райх, а уже через три месяца, во время поездки на Белое море, сделал ей предложение. Вернувшись в Петроград, они поселились в доме на Литейном. Впрочем вскоре Есенин «сбежал» вместе с другом-приятелем Анатолием Мариенгофом в имажинизм, еще одно новое направление в искусстве декаданса начала века. «Слова стерлись, как старые монеты, они потеряли свою первородную силу. Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Это создали мы, имажинисты. Мы - изобретатели нового», - с гордостью говорил Есенин. Он сменил крестьянскую рубашку с вышивкой на черный добротный смокинг, шляпу и трость; перестал «мыкаться» по петербургским «Бродячим собакам» и перебрался в московское пристанище имажинистов - литературное кафе «Стойло Пегаса». «Вращался он тогда в дурном обществе, - вспоминал Вл. Ходасевич. - Люди были «широкие». Мало ели, но много пили...» Есенин писал в начале 1920-х гг. «Исповедь хулигана» и «Москву кабацкую» - буквально жил этим: скандалил, буянил, мотался по стране с концертами. Зимой 1922 года в Москве открылась Школа пластического искусства, руководила которой Айседора Дункан. Встреча танцовщицы и поэта круто изменила жизнь обоих. Любовь вспыхнула внезапно. А. Дункан, помимо английского, говорила еще на нескольких европейских языках. Есенин владел только русским. Но знаки любви не ведают языковых преград. Летом 1922 года Есенин и Дункан отправились в Америку. По возвращении в Европу отношения расстроились, «молодые» постоянно скандалили. Брак оказался недолгим. В 1924 году Есенин пишет знаменитое «Письмо матери» и целый ряд стихотворений: «Отговорила роща золотая...», «Годы молодые с забубенной славой...», «Этой грусти теперь не рассыпать...» и др. Осенью 1924 года поэт вновь отправился в путешествие - в Закавказье: вылечить свою душу, персидскими мотивами наполнить поэзию (на Кавказе он напишет «Балладу о 26», «Капитана земли», начнет поэму «Анна Снегина»). Последний год Есенина (была еще одна неудачная женитьба - на внучке Л. Толстого Софье) пройдет скверно и пьяно. 24 декабря он «сбежал» из Москвы в Ленинград, остановился в гостинице «Англетер». Вечером 27 декабря в есенинской папке уже лежало стихотворение «До свиданья, мой друг, до свиданья...», а утром 28-го его нашли повесившимся на трубах парового отопления. Визит в Кёнигсберг «В 22-м году вылетел на аэроплане в Кёнигсберг. Объездил всю Европу и Северную Америку. Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию» - заканчивает свою автобиографию С.А. Есенин. К сожалению, информация о визите поэта в Кёнигсберг крайне скупа. Известно, что еще раньше Есенин планировал поездку за границу вместе с Рюриком Ивневым. Но тогда по разным причинам поездка не состоялась. В марте 1922 года Есенин обратился к наркому просвещения А.В. Луначарскому: «Прошу Вашего ходатайства о выдаче мне заграничного паспорта на трехмесячный срок в Берлин по делу издания книг: своих и примыкающей ко мне группы поэтов». 3 апреля 1922 года народный комиссариат иностранных дел разрешил С. Есенину командировку в Германию. Для выезда необходимо было успеть совершить одну важную формальность: оформить брак с американской танцовщицей Айседорой Дункан, с которой Есенин познакомился осенью 1921 года. Увлеченная модернистскими направлениями, она мечтала создать в России новую школу балета. Брак был заключен 2 мая 1922 года. 10 мая 1922 года супруги вылетели в Кёнигсберг с московского аэродрома, который находился на Ходынском поле. В репортерской заметки об этом полете мы читаем: «Аппарат с виду точно игрушечка. Каюта, в которую ведет дверь с каретным окном, похожа на вместилище старинных дилижансов: друг против друга два мягких дивана на 6 мест. Написано на немецком и русском языках: «Собственность Российской Республики». Вес аппарата 92 пуда, грузоподъемность 56 пудов… Путь от Москвы до Кёнигсберга проходит 11 часов, с остановкой в Смоленске и Полоцке».  Самолет взлетел в 9 часов утра, а в 8 вечера приземлился на аэродром Девау. Кёнигсбергский аэродром Девау, построенный в 1919 году на месте военного плаца, стал первым гражданским аэропортом в Германии. И именно на этот аэродром вела первая советская зарубежная авиалиния Москва - Кёнигсберг. Это случилось даже раньше открытия первого советского внутреннего маршрута Москва - Нижний Новгород. Судя по всему, Сергей Есенин и Айседора Дункан летели в Кёнигсберг третьим рейсом. Маршрут до Берлина был проложен немного позднее и действовал до начала 1937 года. Это важно, так как в некоторых статьях утверждается, что супруги прилетели прямо в Берлин. Это было невозможно. Пребывание супругов в Кёнигсберге было недолгим. Уже 11 мая они были в Берлине. До Берлина Есенин и Дункан добирались вечерним поездом. О любопытном инциденте сообщает В. Петелин: «Для проезда Данцигского коридора у них не оказалось виз. Могло ли это смутить бесстрашную Айседору? Она так раскричалась, что таможенники за счастье посчитали отделаться от них, пропустив их в Германию. Так они оказались в Берлине». К сожалению, других подробностей о пребывании Есенина и Дункан в Кёнигсберге в отечественных исследованиях не приводится. Айседоре довелось еще раз побывать в нашем городе осенью 1924 года, уже после расставания с Есениным. Как и два с половиной года назад, опять Ходынский аэродром, опять маленький самолетик компании «Дерулюфт», опять рейс Москва - Кёнигсберг. Только Сергея Есенина на этот раз рядом не было. Заграничная поездка проливает свет на многие стороны духовного облика поэта. В обыденном сознании еще остается представление о Есенине как о самородке, якобы не слишком обремененном богатствами мировой культуры. В действительности это не так. Собираясь в Европу, он принялся изучать немецкий язык, читал новейшие немецкие журналы, в сферу его эстетических интересов входили Гофман, Гёте, Гейне, Габель. Имя Иоганна Габеля упоминается в трактате «Ключи Марии», в рецензии на роман Андрея Белого «Котик Летаев». Есенин отмечал у Габеля близость образов его произведений к кругу впечатлений сельского жителя, признавал влияние немецкого автора на собственное творчество, которое проявляется в фольклорной основе произведений, в народно-поэтических элементах лирики. Близким другом поэта до последних дней жизни стал другой немецкий поэт – Генрих Гейне, про которого он говорил: «Знаешь, кто мой учитель? Если по совести… Гейне – мой учитель» Вот кто!» В некоторых произведениях 1923-1925 годов нельзя не почувствовать связь с ироническими тенденциями лирики Гейне. Особый интерес представляли для Есенина, несомненно, личность и творчество Э.Т.А. Гофмана, писателя-романтика, композитора, художника. Взяв курс на Кёнигсберг, как первый город зарубежной поездки, вряд ли поэт оставался в неведении о доме на бывшей Французской улице, в котором 24 января 1776 года родился Гофман. Прибыв из Кёнигсберга в Берлин, Есенин сразу же окунулся в напряженно-противоречивую литературную и общественную жизнь. Были опубликованы стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…», «Да! Теперь решено без возврата…», «Пой же, пой…!, «Сыпь, гармоника. Скука… Скука…», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…». Они вошли в сборник под названием «Стихи скандалиста». Он был издан в Берлине в 1923 году. Поездка Есенина совпала с трагическими событиями нашей отечественной истории – подготовкой, а затем высылкой из страны философов, ученых, деятелей культуры как «идеологически опасных». Автор многих глубоких произведений, проникнутых неподдельной искренностью и любовью к человеку, к природе, ко всему живому, Есенин был убежденным противником несправедливости, насилия, какую бы личину они ни принимали: Не злодей я и не грабил лесом, Не расстреливал несчастных по темницам…. Поездка за границу, несомненно, была очень важным этапом в жизни поэта. Сам он говорил об этом: «Много дум я в тиши продумал…» Для поэзии Есенина 1924-1925 годов характерны поиски сложного единства долга и желания, чувства и поступка, идеала и действительности. Лирический герой многих произведений стремится заглянуть в свою душу, обрести единство гражданских, нравственных и поэтических идеалов: Разберемся во всем, что видели, Что случилось, что стало в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. Список использованной литературы: - Гражданин. 1995. 21-27 декабря.
- Губин А. Есенин в Кёнигсберге // Балтика. 2005. №3. С. 17-18.
- Казаченок П.П. Голоса памяти. – Калининград: Калининградская правда, 2005.
- Русские поэты XX века/Сост. Л.П. Кременцов, В.В. Лосев. – М.: Флинта: Наука, 2002.
- Русские поэты XX века: Собрание биографий. – Челябинск: Издательство «Урал Л.Т.Д.», 2001.
|