 Александр Николаевич Островский (1823-1886) Детство. Юность. Казенная служба Начало литературной деятельности Семейная жизнь «Вниз по матушке, по Волге» Путешествие Островского за границу. Островский в Пруссии Островский реформирует русское сценическое искусство Литературная деятельность Островского в семидесятые годы Островский на театральной службе. Болезнь и смерть Детство. Юность. Казенная служба Александр Николаевич Островский родился в Москве 31 марта 1823 года, в доме диакона церкви Покрова, что в Голиках. Островский принадлежал по рождению к среде небогатого духовенства. Воспитанником духовной академии, выбившимся в чиновники, был отец Островского, дочерью просвирни была его мать, священником был его дед по отцу, пономарем – дед по матери. В 1831 году, когда Островскому шел всего девятый год, его мать скончалась и на руках отца осталась многочисленная семья из шести человек малолетних детей. В 1835 году Островский поступил в Московскую губернскую гимназию (годом позже получившую название Первой московской) и спустя пять лет получил аттестат с правом поступить в университет без предварительного испытания. 
За это время отец его Николай Федорович Островский женился вторично, заслужил дворянское достоинство, выхлопотал внесение своей семьи в дворянскую родословную книгу Московской губернии. Молодая мачеха Островского Эмилия Андреевна фон Тессин, дочь коллежского асессора, принадлежала к обрусевшему шведскому дворянскому роду, среди ее предков – два поколения знаменитых королевских архитекторов Швеции. Эмилия Андреевна сумела окружить детей вниманием и заботой. Она отлично владела немецким и французским языками, музицировала и много сделала для того, чтобы привить детям вкус к языкам и музыке. Александр Николаевич под влиянием отца, хотевшего видеть в сыне преуспевающего, как и он сам, адвоката, поступил на юридический факультет Московского университета. Однако родительских надежд не оправдал и уже на втором курсе ушел из университета, документально – «ради службы», в действительности – вследствие недоразумения с одним из профессоров. В сентябре 1843 года Островский зачислен в Московский совестный суд канцелярским служащим первого разряда. Учрежденный при Екатерине II, этот суд ведал гражданские дела, причем тяжущиеся по этим делам могли согласиться разрешить свой спор мировым соглашением по совести. Все гражданские споры между родителями и детьми обязательно разбирались в совестном суде. Уголовные дела, подлежавшие совестному суду, возникали по жалобам родителей на детей, касались преступлений, совершенных малолетними и глухонемыми или вызванных особенно неблагоприятными обстоятельствами. Сколько дел пришлось узнать молодому Островскому: родительские жалобы, иски, споры по торговым, имущественным делам. Приходилось и выслушивать исповеди, почти по подобию деда, костромского священника. И должно все решать по правде, по совести. В короткое время приобрел будущий драматург обширные сведения о семейных и общественных условиях народного и купеческого быта, открыл для себя потаенные уголки жизни старой русской семьи (дореформенной Руси). В декабре 1845 года Островский перешел в Московский коммерческий суд канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Островский должен был знакомиться с делами о торговой несостоятельности, вникать во всевозможные хитроумные способы банкротства, до тонкости изучать купеческие обходы законов, уловки с кредиторами. Кого он только не перевидел, сидя за столом мелкого канцелярского чиновника и творя «словесную расправу»: занимающиеся торговлей крестьяне, мещане, купцы, иногда дворяне. Приходилось слышать и откровенные признания и уклончивые ответы на вопросы, видеть разнообразие лиц, жестов, мимики, слышать необычные обороты речи. Все это вскоре оказало Островскому великую услугу, снабдив неисчерпаемым запасом фактов и типов для художественного творчества.  Начало литературной деятельности В 1846 году был готов план первой пьесы «Банкрот» впоследствии получившей название «Свои люди – сочтемся». Островский очень долго работал над первой своей комедией. Только в 1849 году пьеса была закончена. Первое чтение состоялось на квартире М.Н. Каткова, тогда молодого профессора кафедры философии Московского университета, прогрессиста и западника. Первое впечатление превзошло все ожидания. В течение всей зимы 1849 года чтения пьесы не прекращались, повторялись чуть не каждый день. В марте 1950 года комедия «Свои люди – сочтемся» (первоначальное название «Банкрот») появилась в «Москвитянине». С этого времени начинается широкая известность Островского. В 1852 году в «Москвитянине» печатается новая комедия Островского «Бедная невеста». Слава молодого драматурга упрочивается с каждым его новым произведением. Тургенев, говоря о «Бедной невесте», объявил талант Островского «замечательным». Пьесы Островского долго не появлялись на сцене. 14 января 1853 года в Малом театре состоялась премьера комедии «Не в свои сани не садись». Это первая пьеса А.Н. Островского, поставленная в театре. На второе представление приехал император Николай I, который остался весьма доволен спектаклем и по окончании заявил: «Очень мало пьес, которые бы мне доставляли такое удовольствие, как эта. Это не пьеса, а нравственный урок». Год спустя на московской сцене появилась «Бедность не порок» – 23 января 1854 года. Она окончательно укрепила за Островским славу первого современного драматурга. Пьеса не сходила со сцены в течение всего зимнего сезона. Стоит отметить, что для многих артистов московского театра, в частности для Прова Садовского, началась новая сценическая жизнь. До пьес Островского они не выходили из круга переводных и переделанных мелодрам и водевилей. Привычка к исключительно иноземным пьесам убивала личное творчество исполнителя и окончательно отучала его от воспроизведения русских характеров. Островский создавал целую самостоятельную полосу в жизни театра, писал одну за другой пьесы русского бытового содержания, – очевидно, и на сцене должна была возникнуть национальная школа искусства. Семейная жизнь С первой своей женой Агафьей Ивановной (фамилия неизвестна) Островский предположительно познакомился в 1847 году. Собственно женой юридически она не была, так как Александр Николаевич Островский и Агафья Ивановна были не венчаны и в законном браке не состояли, хотя прожили вместе 20 лет и родили четырех детей. Трое детей умерли еще при жизни матери, а старший сын Алексей, не имевший фамилии отца (он был Алексеем Александровичем Александровым), умер спустя несколько лет после ее кончины в возрасте около 27 лет. Агафья Ивановна скончалась 6 марта 1867 года. 12 февраля 1869 года Островский вступает в церковный брак с артисткой Марией Васильевной Васильевой (Бахметьевой). От этого брака у Островского было четыре сына и две дочери. «Вниз по матушке, по Волге» 
В феврале 1856 года Островский случайно узнал об организованной Морским министерством поездке молодых литераторов по обследованию и описанию быта жителей Волги от ее истока до Астрахани. Материалы экспедиции предполагалось печатать в журнале «Морской Сборник». Он вошел в соглашение с Потехиным и поделил с ним Волгу. Потехин взял себе местность от устьев Оки до Саратова, Островскому достались верховья Волги. Отчет Островского «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода» напечатали в «Морском сборнике», однако Морской ученый комитет подверг отчет изменениям и сокращениям, было вычеркнуто немало художественных подробностей. Островский приводит любопытные сведения о нравах и обычаях, подмечает особенности местных говоров, записывает оригинальные выражения и даже собирает материалы для словаря наречия приволжского населения. Не забывает путешественник и о красотах природы. Он описывает каждый шаг своего пути, как глубокий знаток русской народной психологии, как страстный любитель родной старины. «Гроза» писалась одновременно с отчетом о путешествии: отчет появился в «Морском сборнике» в 1859 году, «Гроза» – в первой книге «Библиотеки для чтения» за 1860 год. Оба произведения – плод живых впечатлений путешествия по Волге. Театральная премьера пьесы состоялась 16 ноября 1859 года в Малом театре, а вскоре – 2 декабря – в Александринском театре. Успех пьесы на сцене был так велик, что комиссия по присуждению наград графа Уварова при Академии наук 25 сентября 1860 года удостоила Островского за драму «Гроза» Уваровской премии, высшей в то время награды за драматическое произведение. Путешествие Островского за границу. Островский в Пруссии В конце пятидесятых – начале шестидесятых XIX века резко усилился поток русских путешественников за границу. Причиной явилось то, что были устранены стеснения для выезда, в частности, была крайне снижена стоимость паспорта. Когда Островский в начале апреля 1862 года собрался в заграничную поездку, на Западе уже побывали Толстой, Некрасов, Аполлон Григорьев, Писемский, собирался Достоевский, не говоря уже о Тургеневе, Григоровиче, Боткине, Анненкове, Дружинине, сделавшихся заядлыми заграничными туристами. 
Островский смолоду не любил путешествовать один: ему нужна была компания. В Петербурге он сманил с собою Макара Федосеевича Шишко, добродушного белоруса, химика, пиротехника, заведовавшего долгое время освещением сцен петербургских театров, изобретателя множества эффективных пиротехнических зрелищ – они использовались повсюду, начиная от Зимнего дворца, театральных и концертных зал и кончая домашними рождественскими елками. Вторым спутником Александр Николаевич был Иван Федорович Горбунов, артист Александринского театра, исполнитель ролей в пьесах Островского. Но он завозился с паспортом, и ждали, что он присоединится по дороге. 3 апреля 1862 года прибыли в Вильно (сейчас Вильнюс), остановились здесь, чтоб посмотреть город и подождать Горбунова. Задавшись целью вести путевой дневник, Островский записал свои первые впечатления после того, как побродил по городу, понравившемуся ему своей архитектурной оригинальностью; зашел в костел, где в первый раз увидел «католическую набожность». 5 апреля, не дождавшись Горбунова (так досадившего Александру Николаевичу своей задержкой), Островский и Шишко решили ехать дальше. В тот же день пересекли границу в Вержболове, позади осталась Россия. Прибыли в Пруссию, Эйдкунен (сейчас поселок Чернышевское Нестеровского района Калининградской области), ночевали в Шталлупёнене (сейчас г. Нестеров Калининградской области). Островский пишет: «Порядок и солидность. Вещи выдали скоро и учтиво. Спросили только, нет ли чаю, табаку, икры, но не осматривали. Зала в дебаркадере роскошна в высшей степени. Разменял один билет в 300 р. Наш поезд опоздал, мы взяли билеты до Берлина в шнельцуг, который отправляется завтра в 11-м часу; нас свезли с экстренным поездом ночевать в Stallopönen. Чемоданы мы сдали в Эйдкунене до Берлина, и за них с нас ничего не взяли, потому что каждый имеет право на 50 фунтов. В Stallopönen нас посадили в карету и подвезли к небольшому домику. Мы довольно долго вместе с прочими пассажирами дожидались, чтобы нам отвели особенную комнату. Мы поместились вместе с двумя другими русскими, из которых один студент, едущий учиться, очень милый молодой человек. Здесь мы ночевали в первый раз под перинами. Чудовищные бутерброды». 6 апреля утром Островский гуляет по Шталлупёнену (сейчас г. Нестеров Калининградской области), который он называет Шталопенском, на улице холодно, всего 2.5 градуса тепла. Вот как он описывает город: «С полчаса погуляли по Шталопенску, это что-то среднее между городом и селом, дома все каменные, крыты черепицей, хорошая кирка, биргале, разные мастерские, школа, даже банкир и общественный садик. В саду плохонькая деревянная беседочка с чучелами птиц и с пюпитрами для музыкантов, перед беседкой площадка для танцев и столик для пива». В 10.45 утра Островский с приятелем уже едут из Шталлупёнена в Кёнигсберг в «удобных прусских вагонах, которые гораздо лучше русских и совершенно без тряски», его поражает непривычная глазу картина аккуратно возделанных полей: «Поля кой-где зеленеют, пахано загонами; местность ровная, большею частью песчаная. Поля возделаны превосходно, унавожены сплошь, деревни все каменные и выстроены чисто, на всем довольство. Боже мой! Когда-то мы этого дождемся!». Островский описывает прусского офицера, которого он увидел на одной из станций: «… синий мундир, голубой воротник, штаны с красным кантом, маленькая фуражка надета набекрень; волосы причесаны с аглицким пробором, рябоват, белокур, поднимает нос и щурит глаза». И снова «громадные бутерброды»! 
К обеду наши путешественники приехали в Кёнигсберг: «… старинный и очень красивый город. Дебаркадер очень хорошей постройки, рядом с крепостью, которая укреплена сильно; на дебаркадере толкутся солдаты, совершенные кадеты; таковы они во всей Пруссии. Обед хорош и дешев, бутылка рейнвейну – один талер». Снова потянулись поля, постройки из камня, и Островскому, смотревшему в окно, невольно подумалось, что если не обращать внимания на строения, то виды по сторонам такие же, как в средней полосе России. В Берлин прибыли в 5 часов утра. С Берлина началось осматриванье достопримечательностей Запада. Наконец прибыл и Горбунов. Втроем веселее включились во всякое смотрение, знакомились с немецкими городами, посещали музеи, знаменитые картинные галереи, прославленные библиотеки и, конечно же, театры. Одни города, одни местности сменялись другими, росли впечатления. Наконец немецко-австрийские земли проехали и прибыли в Италию. Архитектурной красотой широких площадей, древностью узких городских улиц, своими всемирно известными историческими и культурными реликвиями, произведениями искусства, своей благоуханной природой и чудесным климатом Италия их очаровала. О Париже Островский сообщает «…такой огромный и богатый город, что его не только в два дня, а и в неделю не осмотришь хорошенько», таких площадей, дворцов, как здесь, «во всем свете найти нельзя», «Париж называется новым Вавилоном, так оно и есть…». Но вот и Франция осталась позади. Следующий пункт назначения – Лондон. В Лондоне Островский был занят «с утра до ночи», побывал в хрустальном дворце, «где собраны редкости всего мира», целый день осматривал машины на всемирной промышленной выставке, где было и русское отделение; гулял в зоологическом саду, в Ковенгарденском театре слушал Марио, одним словом, запасался впрок зрелищами. В Лондоне Островский встретился с Герценом, который с похвалой отозвался о «Грозе» и комедии «Свои люди – сочтемся». 
26 мая 1862 года Островский покинул родину Шекспира и через Берлин выехал в Россию. Так кончилось путешествие по Европе, длившееся около двух месяцев. Следы этого путешествия, результат его не в одних дневниках, письмах, но и в творчестве драматурга. Вместе с тем нельзя сказать, чтобы Европа вызвала у русского драматурга живой интерес. Он не касается общественных условий, политических вопросов, население его занимает преимущественно внешностью и костюмами, гастрономическая часть также занимает почтенное место в записях Островского. По возвращении в Россию Островский принялся за изучение итальянских драматургов и впоследствии перевел четыре пьесы: «Великий банкир», «Заблудшие овцы», «Кофейня», «Семья преступника». Несмотря на всю разнообразную и плодовитую литературную деятельность, Островский не выходил из нужды. Театральное начальство или совсем не допускало его пьес на сцену, или обставляло их до последней степени небрежно и нищенски. Выгод от театра он почти не имел, хотя все театры в России жили его репертуаром. Недуги начинают подтачивать его от природы некрепкое здоровье. Островский реформирует русское сценическое искусство 14 ноября 1866 года благодаря хлопотам Островского открылся московский артистический кружок. Цель его – распространить в публике правильные понятия обо всех отраслях изящных искусств, развить ее художественный вкус, доставить художникам возможность сделаться известными публике. Во что бы то ни стало следовало обеспечить труд драматургов и актеров: антрепренеры упорно не желали платить авторам за предоставления пьес, актеры были фактически бесправны. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда было создано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. Островского неизменно оставался председателем Общества с 21 октября 1872 года до самой смерти. Он организовал при Обществе чтения о сценическом искусстве, устроил образцовую сцену – для классических произведений, образовал при Обществе капитал для выдачи премий за лучшие драматические произведения. Островский силой вещей становился во главе русского театрального искусства и русской драмы. До какой степени его пьесы были популярны, показывает цифра представлений за девятнадцать лет, с 1853-го по 1872 год: всего 766 раз прошли пьесы Островского только на казенных сценах. Последний сезон за означенный период оказался особенно благоприятным для произведений Островского: были поставлены в первый раз в Москве и в Петербурге две пьесы, «Лес» и «Не все коту масленица». Сам автор заведовал постановкой «Дмитрия Самозванца» на петербургской сцене. В 1873 году драматургом окончено одно из поэтичнейших произведений русской художественной поэзии, основанных на русских народных сказках – пьеса «Снегурочка». Она вдохновила Чайковского и Римского-Корсакова, что вполне естественно, ведь написана она необыкновенно звучными и характерными стихами. Литературная деятельность Островского в семидесятые годы В течение семидесятых годов Островский все пристальнее сосредоточивает свое писательское внимание на представителях просвещенного русского общества всех слоев. В 1871 году появляется одна из популярнейших пьес Островского «Лес». Два главных героя – комик и трагик – навсегда останутся классическими фигурами в русском репертуаре. Вообще, для Островского характерно глубокое знание актерской жизни и психологии, он искренно любил русских артистов и русский театр. Этой теме также посвящены пьесы «Без вины виноватые» и «Таланты и поклонники». Рядом с миром актеров – длинный ряд более простых интеллигентных лиц. Их удобно разделить на две группы: меткие наименования дает одна из пьес Островского – «Волки и овцы» (1875). Взаимоотношениям этих двух человеческих пород, порожденных нашим крепостным правом, посвящены почти все пьесы семидесятых годов: «Поздняя любовь» (1874), «Трудовой хлеб» (1874), «Богатые невесты» (1876), «Бесприданница» (1879). К восьмидесятым годам Островский занимал место вождя и учителя русской драмы и сцены и стоял в первом ряду современных писателей. Островский на театральной службе. Болезнь и смерть Император Александр III немедленно во вступлении на престол отменил монополию казенных театров в столицах, что влекло за собой возникновение частных сцен. Островский пишет записку государю, где обосновывает необходимость создания образцового народного театра в Москве. Он указывал на непрерывный и усиленный рост количества любителей театрального искусства. Ясно, какое цивилизующее значение может иметь Москва для народа, и театр должен стоять здесь на первом плане: «Театр с честным, художественным, здоровым народным репертуаром развивает народное самопознание и воспитывает сознательную любовь к отечеству, он необходим для Москвы. Такой театр был бы поистине наукой и для русского драматического искусства. Мы должны начинать с начала, должны начинать свою русскую народную школу, а не слепо идти за французскими образцами и писать по их шаблонам разные тонкости, интересные только пресыщенному вкусу». Островский указывал на глубокий недуг русской сцены, в которой до сих пор нет труппы для бытового и исторического репертуара. Актеры коснеют на шаблонных бесцветных ролях международного характера. Одобрение государем записки Островского о народном театре завершилось практическим назначением. 1 января 1886 года управляющим императорскими московскими театрами был назначен А.А. Майков; Островского назначили заведующим репертуарной частью и начальником театрального училища. Московские театры получили самостоятельное управление и двух хозяев: собственно по хозяйственной части и по художественной и учебной. Важнейшие обязанности легли на Островского, и он немедленно весь отдался своему долгу. Островский принимается за вопрос о школе. Он считает, что школа и сцена должны быть неразрывно друг с другом связаны. Из школы ученики должны поступать на сцену и здесь, среди опытных артистов, завершать свое художественное воспитание, расти на глазах публики. Драматург входил и в частные вопросы театральной службы, тщательно пересмотрел состав лиц, заведующих постановкой и исполнением пьес, и предпринял немало существенных преобразований и в этой области. 
Работа шла безостановочно, можно сказать – Островский отдавал ей все свои духовные и физические силы. После нескольких месяцев изнурительного труда Островский собрался поехать в деревню, в имение Щелыково Кинешемского уезда, которое было приобретено еще отцом Островского. Но уже в день выезда, 28 мая 1886 года, он чувствовал себя крайне плохо. За несколько дней до этого он простудился, ревматические боли усилились, он уехал в деревню полуживой. Несколько дней прожил он среди ужасных страданий, по целым часам не мог пошевелиться. Утром 2 июня 1886 года его не стало. Похоронили Островского в селе Бережки, в двух верстах от Щелыкова. Государь Александр III пожаловал на погребение три тысячи рублей, назначил вдове такую же пенсию и на воспитание детей две тысячи четыреста ежегодно.
Список использованной литературы: - История русской литературы XIX века: (Вторая половина): учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Н. Н. Скатов, Ю. В. Лебедев, А. И. Журавлева и др.; под ред. Н. Н. Скатова. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 512 с.
- Лакшин, В. Я. Александр Николаевич Островский / В. Я. Лакшин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1982. – 586 с.
- Лобанов, М. П. Александр Островский / М. П. Лобанов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 400 с. – (Жизнь замечательных людей).
- Некрасов. Островский. Федотов. Перов. Крамской: Биогр. повествования. / Сост., общ. ред. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал LTD», 1999. – 442 с.
- Островский, А. Н. Полное собрание сочинений: в 16-ти т. Том XIII. Художественные произведения. Критика. Дневники. Словарь. 1843 – 1886 / А. Н. Островский. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952.
|