Александр Трифонович Твардовский (1910-1971) Биография Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо на Смоленщине в семье кузнеца. Его отец Т.Г. Твардовский владел куском земли, однако семья постоянно нуждалась, «жили скудно и трудно». Писать стихи Твардовский начал еще в детстве. В 1924 году он начал посылать заметки о проблемах села в смоленские газеты, вскоре в газете «Смоленская деревня» появилось первое напечатанное стихотворение поэта «Новая изба». В 1928 году, собрав около десятка своих стихов, Твардовский отправился в Смоленск к М.В. Исаковскому, который работал редактором газеты «Рабочий путь». Исаковский открыл молодому талантливому автору дорогу в большую поэзию. Самый значительный период в литературной судьбе, по признанию самого А.Т. Твардовского, пришелся на 1930-1936 годы. Это было время, когда происходила коренная перестройка деревни на основе коллективизации. Поэт поступает в Педагогический институт. Успешно окончив второй курс, переходит доучиваться в Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). В эти годы были написаны и опубликованы первые поэмы Твардовского «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934-1936), где он изобразил коллективизацию и утопические мечты о «новой» деревне. Именно «Страну Муравию» Твардовский считает своим становлением как литератора. Осенью 1939 года Твардовский был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Белоруссию. Потом в качестве спецкорреспондента фронтовой газеты участвовал в Советско-финской войне. Всю Великую Отечественную войну Твардовский был на фронте. В 1941-1942 годах работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», затем – в газете 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда». В годы ВОВ поэт создает свою самую знаменитую поэму «Василий Тёркин». Вот что пишет сам Твардовский в автобиографии: «Книга про бойца» в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения. «Тёркин» был для меня во взаимоотношениях поэта с его читателем – воюющим советским человеком – моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Победу Твардовский встретил в Тапиау Восточной Пруссии (сейчас Гвардейск Калининградской области), и тогда же на одном дыхании написал последнюю главу своей поэмы, ставшей атрибутом фронтовой жизни. В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», посвященная первым трагическим месяцам Великой Отечественной. В 1950 году Твардовского назначают главным редактором журнала «Новый мир», который сразу стал средоточием самой талантливой и прогрессивной литературы Советского Союза. В 1963 году Твардовский печатает повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Публикация стоила поэту много сил и труда. С 1964 по 1969 годы журнал переживает нелегкие времена, Твардовского преследуют, травят, ставят в вину публикацию сенсационной повести Солженицына. В 1969 году редколлегию «Нового мира» разгоняют. Вскоре после разгрома журнала у Твардовского обнаружился рак легких. 18 декабря 1971 года поэта не стало. Пребывание в Восточной Пруссии В 2010 году исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского. Судьба поэта тесно связана с историей нашего края. Он прошел всю войну как спецкорреспондент самых популярных фронтовых газет – «Красная Армия» и «Красноармейская правда». Закончил войну в звании подполковника, награжден орденами Отечественной войны I и II степени, а также орденом Красной Звезды. Весть о Победе встретил в Тапиау (сейчас Гвардейск Калининградской области) Восточной Пруссии, куда поэт вошел в составе 3-го Белорусского фронта. Под впечатлением от этого события буквально за один день написал последнюю главу «Василия Тёркина». Товарищ Твардовского по фронту и сотрудничеству в газете, автор романов «Высота», «Охота к перемене мест», «Земля, до востребования» Евгений Воробьев вспоминает: «Мне довелось вместе с ним в первые часы пересечь границу Восточной Пруссии перед городом Ширвиндтом (сейчас пос. Кутузово Краснознаменского района). Речка Шешупа с неподвижной пепельной водой. В низком, задымленном небе над Ширвиндтом смутно виднелся далекий шпиль – то ли кирха, то ли городская ратуша. Свежеотесанный черно-белый столб с надписью «Германия» в первые же часы был испещрен автографами. В дело пошли и уголек, и кинжал, и штык, и чернильный карандаш. Все торопились проехать через границу, воочию увидеть фашистское логово. А Твардовскому хотелось подольше постоять у пограничного столба, поглядеть, как бойцы переходят, переезжают через границу. Настороженно вглядывались вперед – доведется ли нам вернуться на родину?» Вскоре появился очерк «За рекой Шешупой», где Твардовский описывает пересечение границы Восточной Пруссии. Писатель называет Ширвиндт одним «из первых пунктов, занятых нами на немецкой земле». Поначалу природа нашего края не вызывает у Твардовского приятных чувств. В главе «По дороге на Берлин» из поэмы «Василий Тёркин» мы находим такие строки: Скучный климат заграничный, Чуждый край краснокирпичный, Но война сама собой, И земля дрожит привычно, Хрусткий щебень черепичный Отряхая с крыш долой...  Шли ожесточенные бои, на каждом шагу подстерегала смерть. Не до красот природы было подполковнику Александру Твардовскому. Однако нельзя сказать, что характеристика природы Восточной Пруссии осталась у писателя застывшей. В очерке «У моря» из книги «Родина и чужбина» взгляд выхватывает выразительную деталь: «Немецкая каска, залитая наполовину, покачивается на мели, то черпая воду через край, то сплескивая ее через другой». Твардовский видел море в первый раз в жизни, но оно показалось ему чужим и холодным: «Может быть, лучше было бы увидеть его впервые не вдали от родины и не в горячке и напряжении трудного боя, а в мирное время, с террасы дома отдыха на крымском или кавказском побережье».  Через день после окончания штурма – 11 апреля 1945 года – в газете «Красноармейская правда» был опубликован очерк Твардовского «Кёнигсберг». Автор пишет: «И, однако, тяжелая громада города-крепости и в этом своем полуразмолотом виде предстает настолько внушительно, что это несравнимо со всеми другими, уже пройденными городами Восточной Пруссии». В письме от 4 мая 1945 года своему родственнику фронтовику М.Г. Плескачевскому Александр Трифонович сообщил, что за зиму сделал «три новые главы Тёркина», и что ему предлагается поездка в Берлин: «Сижу с командировкой в кармане, а один за другим отпадают варианты возможной машины: та испортилась, ту не дают, ту обещали, да что-то не едут. Дело для меня не в сенсации – таковой уже нет, а в том, понятном для всякого интересе и желании после четырех лет мотания на войне увидеть ее месторождение, город, с которым столько связано адресованных ему проклятий и пр… В общем, работа моя заканчивается, по совпадению, с окончанием войны. Нужно еще одно усилие освеженных души и тела – и можно будет поставить точку». Но в Берлин поехать не получилось, и последняя точка в поэме «Василий Тёркин» была поставлена в Тапиау (Гвардейск). День Победы поэт встретил здесь вместе с редакцией фронтовой газеты «Красноармейская правда». По воспоминаниям Алексея Кондратовича со ссылкой на самого Твардовского, «последнюю главу «От автора» поэт написал словно бы на одном дыхании, в настроении на редкость духоподъемном, 9 мая, 1945 года, в День Победы… Твардовский еще рассказывал, что он нашел укромное местечко, да еще заперся там и решил во что бы то ни стало завершить свою книгу». Писатель Евгений Воробьев рассказал в своих воспоминаниях об этом историческом дне: «Стоя на крыльце уцелевшего дома, где ночевали сотрудники редакции, Александр Твардовский вместе со всеми участвовал в салюте, оглушившем Тапиау. Свои патроны расстрелял, выпросил запасные обоймы у писателя Мориса Слободского и художника Ореста Верейского. Почти одновременно с «Василием Тёркиным» Твардовский писал поэму «Дом у дороги» (опубликована в 1964 г.). Тема ее – война, но с иной стороны, чем в «Тёркине», - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших трудные годы. Действие разворачивается в Восточной Пруссии. Сюда в концлагерь попала героиня поэмы, жена солдата Настасья Маслова, здесь она батрачила вблизи Прейсиш-Эйлау (сейчас Багратионовск Калининградской области). Прототипом героини произведения явилась простая русская женщина Настасья Яковлевна Маслова, которую Советская Армия освободила из концлагеря. Твардовский встретился с ней на Кёнигсбергском шоссе. Эта встреча легла в основу очерка «Настасья Яковлевна», опубликованного 2 марта 1945 года в «Красноармейской правде», а также дала творческий импульс для создания поэмы. Весной 1990 года в Багратионовском районе было открыто интернациональное кладбище – мемориал узников концлагеря Шталаг 1-А. Этот зловещий лагерь фигурирует в очерке Твардовского «Из песен о немецкой неволе». Однако при подготовке 5-го тома собрания сочинений писатель исключил этот очерк. В книге очерков «Родина и чужбина», а также других произведениях, имеющих непосредственное отношение к нашему краю, А.Т. Твардовскому удалось достоверно показать душевное состояние людей – и победителей, и побежденных. Писатель утверждал: люди не рождаются врагами, таковыми их делают обстоятельства. Он показал отходчивость русского человека, способного забыть недавнюю мстительную ярость и пожалеть голодного немецкого ребенка. Наши солдаты и офицеры, пришедшие на территорию рухнувшей нацистской Германии, в большинстве своем, стремились не унижать и не издеваться над побежденными. Твардовский видел происходящие события как поворот к новому, грядущему мышлению. В настоящее время в Гвардейске на доме №21 по улице Калининградской, где размещалась редакция фронтовой газеты «Красноармейская правда», установлена мемориальная доска А.Т. Твардовскому. Это произошло, благодаря инициативе и усилиям журналистов Петра Казаченка и Эдуарда Лифшица. С 2010 года в Гвардейске проводятся «Тёркинские чтения», на которых присутствуют все писательские организации нашего края.   22 января 2015 года памятную доску поэту открыли в Черняховске. В январе-апреле 1945 года Твардовский не менее восьми раз посещал Инстербург (ныне г. Черняховск Калининградской области), выполняя задания редакции газеты «Красноармейская правда». 25 января 1945 года в газете появился очерк А.Т. Твардовского «Гори, Германия», в котором нашли отражение картины горящего Инстербурга. Здесь он работал над своими знаменитыми поэмами «Василий Тёркин» и «Дом у дороги». Памятная доска Твардовскому установлена на одном из домов в центре города. По сведениям местных краеведов, изучавших дневники поэта, именно в этом здании останавливался и жил поэт. Автор памятной доски из бронзы с барельефом поэта – известный скульптор, Народный художник России Владимир Суровцев.  
5 мая 2017 года в городе Гвардейске состоялось открытие скульптуры Василию Тёркину. Скульптуру установили рядом с библиотекой, которая носит имя А.Т. Твардовского. Работу выполнил известный в Калининградской области скульптор Андрей Шевцов.   А.Т. Твардовский Василий Тёркин («От автора») А.Т. Твардовский Василий Тёркин («По дороге на Берлин») А.Т. Твардовский За рекой Шешупой А.Т. Твардовский Кёнигсберг А.Т. Твардовский Настасья Яковлевна А.Т. Твардовский Салют А.Т. Твардовский У моря Список использованной литературы: - Аркашев В.И. Дорогами Василия Теркина (страницы из фронтовой жизни А.Т. Твардовского). – Минск: Беларусь, 1985.
- Воспоминания о Твардовском. – М.: Советский писатель, 1982.
- Казаченок П.П. Голоса памяти. – Калининград: Калининградская правда, 2005.
- Карапетьян Е., Кравченко Ю. Фейерверк над Тапиау // Краеведческий альманах «Отечество». 2006. №4. С. 6 – 9.
- Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. – М.: Художественная литература, 1985.
- Кравченко Ю., Сухинина В. Он в свою ходил атаку (К 100-летию А.Т. Твардовского) // Краеведческий альманах «Отечество». 2010. №8. С. 139-141.
- Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945: Краткий справочник / Под ред. О.А. Ржешевского. – М.: Республика, 1993.
- Трифоныч (От редакции) // Параллели. 2010. №8. С. 30-31.
|