ГБУК "Калининградская областная научная библиотека"

Высоцкий В.С.

Высоцкий В.С.
Владимир Семенович Высоцкий
(1938-1980)

Биография

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его мать, Нина Максимовна, работала переводчицей с немецкого языка, отец, Семен Владимирович, был офицером-связистом.

После начала Великой Отечественной войны Нина Максимовна с сыном эвакуировались в Оренбургскую область. В 1944 году вернулись в Москву.

Когда родители Володи развелись, мальчик переехал в немецкий город Эберсвальд к отцу, где тот продолжал службу. Эберсвальдский учитель музыки обнаружил у мальчика талант и стал учить его нотной грамоте и игре на фортепиано. В 1949 году Высоцкие вернулись в Москву.

Володя был очень начитан, отличался феноменальной памятью, упорством и работоспособностью. В 1953 году новая учительница литературы познакомила Высоцкого с творчеством «опальных» поэтов – Пастернака, Цветаевой, Гумилева. Стихи начал писать в 9 классе.

В 1955 году с помощью Игоря Кохановского Высоцкий осваивает азы игры на гитаре, тогда же начинает заниматься в драматическом кружке в Доме учителя. Руководитель кружка, артист МХАТа В.И. Богомолов, посоветовал Володе поступать в театральную школу.

Однако по настоянию отца Высоцкий выбирает другой вуз и поступает в Московский инженерно-строительный институт – просто потому, что оттуда прислали самое красивое приглашение на День открытых дверей. Проучившись полгода, он забрал документы, а в 1956-м году, после полугода напряженных занятий с Богомоловым и выдержав сложнейшие экзамены, поступил на актерское отделение школы студии В.И. Немировича-Данченко при МХАТе. Руководителем курса был П.В. Массальский, прекрасный педагог, оценивший способности своего ученика и много сделавший, чтобы раскрыть его дарование. Благодаря «капустникам» и комическим ролям в пьесах Чехова Высоцкий снискал у сокурсников и педагогов репутацию «безнадежного сатирика». Так его однажды назвал ректор В.З. Радомысленский. В то же время Высоцкий показал и другую сторону своего таланта, блестяще сыграв на третьем курсе роль Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании». В 1959 году состоялся дебют Высоцкого в кино: он снялся в эпизоде фильма В. Ордынского «Сверстницы». В 1960 году Высоцкий окончил студию с высшим баллом по актерскому мастерству. В том же году Владимир женился на И.К. Жуковой.

После окончания школы-студии Высоцкий некоторое время работал у Б.И. Равенских в театре им. Пушкина. В конце 1961 года он ушел из театра; месяца два работал в Театре миниатюр у В. Полякова, потом решил попробовать свои силы в «Современнике». В мае 1962 года Высоцкий вернулся в театр им. Пушкина, но в июле снова ушел оттуда. Сложилась парадоксальная ситуация: великолепный актер не мог найти работу, ходил по киностудиям, ездил на гастроли по периферии, соглашался на маленькие роли, чтобы хоть как-то прожить.

В 1960-1961 годах Высоцкий начинает писать «блатные» песни, предназначенные для узкого круга друзей.

Первый брак актера просуществовал недолго. Второй женой Высоцкого стала Людмила Абрамова, тоже актриса, с которой он познакомился на съемках фильма «713-й просит посадку». В ноябре 1962 года у Владимира и Людмилы родился сын Аркадий.

18 февраля 1964 года главным режиссером Московского театра драмы и комедии был назначен Юрий Любимов. Так появилась «Таганка». Высоцкий наконец-то обрел свой театр, в котором работал до последнего дня.

Первой его ролью на «Таганке» стала роль драгунского капитана в «Герое нашего времени». Затем были выступления в спектаклях «Антимиры», «Берегите ваши лица» по стихам Вознесенского и «Павшие и живые» по стихам поэтов военных лет; роли Джона Рида, Маяковского, Галилея и др. Вершиной его актерского мастерства стала роль Гамлета, которого он сыграл двести семнадцать раз. А последней ролью на «Таганке» была роль Свидригайлова в «Преступлении и наказании».

Одновременно Высоцкий продолжал сниматься в кино. Он сыграл в фильмах «Короткие встречи» (1967), «Интервенция» (1968), «Хозяин тайги» (1968), «Четвертый» (1972), «Плохой хороший человек» (1973), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Служили два товарища» (1978). Славу и всесоюзную известность принесла ему роль Жеглова в телефильме «Место встречи изменить нельзя» (1979).

Однако главное место в его жизни занимала поэзия, сочинение песен. Высоцкий много выступал с концертами, на которых залы были переполнены.

Высоцкий – один из создателей и выдающихся мастеров авторской песни. Вместе с другими бардами он способствовал расцвету и популярности этого жанра. Среди его многочисленных песенных циклов особенное внимание привлекал цикл стихов о войне. «Я пишу так много о войне, - говорил поэт, - не потому что эти песни – ретроспекции (мне нечего вспоминать…), а это песни-ассоциации, хотя – как один человек метко сказал – мы в своих песнях довоевываем» .

Богатство и разнообразие тем, сюжетов, образов в стихах Высоцкого свидетельствует о зоркости его поэтического зрения, острой наблюдательности. В кого только ни перевоплощался он в своих песнях – во фронтовиков и строителей, альпинистов и шизофреников, спортсменов и алкоголиков, шоферов и моряков и т.д., и т.п. Но о чем бы ни шла речь в его песнях, это всегда была битва против джи, фальши, подлости, всегда утверждение высокой справедливости, нравственной чистоты и благородства.

Летом 1965 года Высоцкий познакомился с французской актрисой Мариной Влади. 1 декабря 1970 года они поженились. Для Высоцкого это был уже третий брак.

Власти не жаловали Высоцкого, он был костью в горле для всевозможных чиновников. Так, например, спектакль «Берегите ваши лица» был закрыт из-за того, что Высоцкий пел в нем «Охоту на волков»; двадцать лет пролежал на полке фильм «Короткие встречи», девятнадцать – «Интервенция», его стихи не печатались по «указанию свыше», вышедшие при его жизни пластинки можно пересчитать по пальцам.

Препятствия творчеству, работа на износ – в театре, на съемочной площадке, на концертах, - алкоголь и морфий – в итоге сделали свое дело. 15 июля 1979 года в Бухаре с ним случился сердечный приступ, а ровно через год, 25 июля 1980 года поэта не стало.

Марина Влади спасла литературное наследие Высоцкого от цензуры и уничтожения, передав все его рукописи в Центральный государственный архив литературы и искусства. В 1981 году вышел первый сборник стихов «Нерв». За ним последовали другие книги, статьи, мемуары и собрания сочинений.


Гастроли в Калининграде

Так случилось, что наш город занял особое место в «мемориале Высоцкого». С 18 по 22 июня 1980 года в Калининграде прошли гастроли маэстро, которые оказались для него последними.

Впервые Владимир Высоцкий посетил Калининград в октябре 1969 года. Известно, что поэт проходил здесь лечение в больнице на ул. А. Невского. Планировалось, что Высоцкий пробудет здесь не менее месяца. Но его хватило всего на три дня. Неожиданно, не мотивируя, он отказался от лечения. И в тот же день, 23 октября, Владимир Семенович покинул Калининград. Это малоизвестный эпизод из биографии Владимира Семеновича, противоречивые свидетельства не проливают свет на обстоятельства первого визита Высоцкого в наш край.

Летние гастроли 1980 года состоялись после длительного перерыва в связи с плохим здоровьем и загруженностью артиста в театре. В конце 1979 года он съездил с концертами в Грузию, а после этого были лишь разовые концерты в Москве и Подмосковье. Поездка в Калининград была под вопросом до последнего момента в связи с плохим самочувствием. Сам Высоцкий не испытывал иллюзий по поводу своего состояния, он уже написал стихи, в которых попрощался с жизнью. Две предсмертные записки были написаны до калининградских концертов. Стихотворение «И снизу лед, и сверху…», которое признано последним произведением поэта, было уже написано. Преподаватель БФУ им. И. Канта С.В. Свиридов считает, что эта поездка была необходима Высоцкому, потому что «он хотел себе доказать, что еще жив, что способен еще делать то, чем занимался всю жизнь»; кроме того, «эти гастроли должны были решить финансовые проблемы артиста».

Самолет с Высоцким прилетел в Калининград 12 июня в 10.40. Из аэропорта его повезли в гостиницу «Калининград». По свидетельствам очевидцев, выглядел Владимир Семенович плохо, во время переезда был мрачен и неразговорчив. Ему уже требовалось «лекарство», фактически он держался на наркотиках.

В.С. Высоцкий

Самыми напряженными выдались 18 и 19 июня. В те дни было пять выступлений. Четыре – в кинотеатре «Россия» и одно – во Дворце спорта «Юность». Причем после трех плановых концертов в кинотеатре Высоцкого быстро везли на дополнительный в «Юность». А после выступления во Дворце спорта его срочно доставляли в «Россию», где ждал еще один концерт…

При таком адском режиме в одиночку Высоцкий везде успеть не смог бы ни при каких «лекарствах». Но вместе с ним в гастролях участвовали вокально-инструментальный ансамбль «Земляне» и джазовый коллектив «Диапазон». Например, пока в «России» поет Высоцкий, «Земляне» поют в «Юности». Им сообщают, сколько у них еще времени, сколько песен они смогут еще спеть. Тем временем Высоцкий, закончив в «России», мчится на филармонической машине в «Юность». Такой сумасшедший график не оставлял времени на «культурную программу» - о поездке на Куршскую косу, на море не шло и речи.

Последний день гастролей оказался катастрофичным для артиста. У Высоцкого пропал голос: не то что петь - разговаривать он мог с трудом. Нужно было искать выход из ситуации. Тогда на сцену вышел хороший друг поэта, актер и режиссер Николай Тамразов и сказал, что Владимир Семенович Высоцкий очень плохо себя чувствует: - Петь он не может, но все равно пришел к вам. Он будет рассказывать и читать стихи. Вы согласны?

Все:

- Конечно!

И впервые Высоцкий работал без гитары. Выступление длилось около часа. Он рассказывал о театре, читал стихи: прочитал монолог Гамлета, стихотворение Гудзенко «Перед атакой» из спектакля «Падшие и мертвые» Театра на Таганке. Затем какой-то человек прислал ему записку: «Кончай трепаться, давай пой!» Высоцкий эту записку зачитал, растерянно постоял какое-то время, глядя перед собой невидящими глазами, и ушел со сцены. Косвенно это подтверждает Н. Тамразов. Он вспоминает, что в гостиницу после последнего концерта пришли люди и извинялись за поведение того незадачливого зрителя. К сожалению, запись концерта найти не удалось. Профессиональная съемка не велась – это было запрещено руководством.

После того Высоцкий вернулся в гостиницу «Калининград». Он был в критическом состоянии, подавлен, ему помогали идти его спутники – московские организаторы В. Гольдман, Н. Тамразов и В. Конторов. Придя в свой номер, Высоцкий не захотел оставаться в привычном кругу близких коллег. Он позвал тех людей из персонала гостиницы, с которыми успел познакомиться, - администраторов, коридорных. Они составили ему компанию до глубокой ночи. Известно, что Владимиру Семеновичу предложили принести еды из ресторана. А он вдруг замечтал: «эх, сейчас бы картошечки домашней». Одна из работниц, жившая неподалеку, побежала домой, приготовила картошки с салом, с луком и принесла. И вскоре Высоцкий уже уплетал свой «заказ».

Посидели в ту ночь хорошо, тепло, душевно. Разошлись, когда уже светало. А через несколько часов Высоцкий улетел в Москву.

Существует много мифов о многочисленных друзьях Высоцкого, о песнях, написанных о нашем городе, например, о песне «Корабли постоят…». Как утверждает преподаватель БФУ им. И. Канта, эти мифы не находят подтверждения, «песен о Калининграде он не написал. Но все-таки уже то, что здесь прошли его гастроли, вписало наш город в его судьбу».

В нашем городе есть улица Высоцкого. Она находится в конце улицы Горького – в отданном под застройку необжитом районе. На стене Дворца спорта «Юность» установлена мемориальная доска со словами: «В этом здании 22.06.1980 состоялся последний концерт В. Высоцкого в г. Калининграде. Ее автор – скульптор Михаил Дуниман. Летом 2006 года в Центральном парке был открыт памятник Высоцкому работы Бахтияра Саипова.



В.С. Высоцкий И снизу лед, и сверху…


Список использованной литературы:

  1. Лихтин В. Прощальная гастроль // Московский комсомолец в Калининграде. 2002. 25 июля - 1 августа. С.12.
  2. Новикова Л. Четверть века спустя // Калининградская правда. 2005. 12 июня. С.5.
  3. Перевозчиков В. Владимир Высоцкий: правда смертного часа. Посмертная судьба. - М.: ПОЛИТБЮРО, 2000.
  4. Ржевский В. Ничего в той встрече изменить нельзя... // Калининградская правда. 2010. 24 июля. С.3.
  5. Русские поэты XX века/Сост. Л.П. Кременцов, В.В. Лосев. – М.: Флинта: Наука, 2002.
  6. Русские поэты XX века: Собрание биографий. – Челябинск: Издательство «Урал Л.Т.Д.», 2001.