ГБУК "Калининградская областная научная библиотека"
Церкви
Церкви К началу II Мировой войны на севере Восточной Пруссии действовали свыше 200 церквей, в том числе не менее 60 старинных, построенных в XIII-XV веках. Это были преимущественно лютеранские кирхи. Наряду с ними существовали католические и баптистские храмы. Большинство церковных зданий, благодаря прочности построек, относительно благополучно пережили военные годы. Некоторые из них продолжали работать вплоть до выселения немецкого населения. Дальнейшая судьба старых церквей складывалась трагично. Практически до 90-х годов (а это свыше 40 лет) партийные власти Калининградской области с гордостью заявляли об отсутствии на этой земле действующих церквей. В этот период большинство поврежденных в ходе войны, или просто "мешавшие градостроительству", церковные сооружения были разрушены (свыше 80 церквей!). Остальные здания стали использоваться преимущественно в хозяйственных целях. Следует заметить, что подобное положение было характерно для всей советской России. Только с началом перестройки отношение к религии стало круто меняться. Первой в Калининграде в качестве Свято-Никольского православного собора была восстановлена старейшая церковь региона Юдиттен кирха. В сохранении полуразрушенных построек большую помощь, особенно в первой половине 90-х годов, оказали немецкие благотворительные фонды и землячества. К 2000 году общее состояние оставшихся 156 зданий может быть охарактеризовано следующими приблизительными цифрами (по оценке автора):
В некоторых бывших лютеранских церквах сохранились старинные эпитафии (Кафедральный собор в Калининграде, Гвардейское, Домново, Дружба, Правдинск, Прогресс, Владимирово, Октябрьское) и частично настенные росписи (Кумачево, Марьино, Яблоневка). В отдельных населенных пунктах, в т.ч. там, где от довоенных кирх осталось только место, находятся крестильные чаши: Северная Гора в Калининграде, Черняховск, Лесное (Гросс Ленкенингкен), Правдинск, Пограничное (Хермсдорф), Ушаково (Бранденбург), Русское, Рыбное, Храброво. Домам пасторов, можно сказать "повезло" - большинство из них дошли до наших дней и используются как жилые постройки. Примечание: фотографии мест несохранившихся церквей и домов пасторов приводятся выборочно. |