Калининградская областная научная библиотека

Старые дороги и мосты

 
Следы прошлого » Старые дороги и мосты
Старые дороги и мосты

Одной из особенностей региона является хорошо развитая сеть дорог. Это не только крупные магистрали, но и многочисленные сельские дороги с твёрдым покрытием.

Наиболее распространённым материалом для строительства являлся булыжник. Характерно высокое качество укладки камней, которое в большинстве своём хорошо сохранилось под современным асфальтом.

Особенностью довоенных дорог являлось их обрамление деревьями. Делалось это для прочности проезжей части, для укрытия от солнца, не в последнюю очередь, для красоты. Наиболее часто в этих целях использовались липа, дуб, в некоторых местах на селе - яблони и груши. Теперь время придорожных деревьев подходит к концу.

Среди калининградских автомобилистов бытует выражение: "последние солдаты вермахта". Действительно, зелёное ограждение стало помехой для массы транспорта и современных скоростей. Многое изменилось после войны. Небольшие деревни и хутора исчезли, а заброшенные дороги всё еще ведут к ним.

Довоенные дороги поздней постройки, как "берлинское шоссе" имели бетонное покрытие. Некоторую загадку представляет недостроенная автострада (с бетонными мостами над другими дорогами) из Кёнигсберга на север,к морю, примерно по линии Северная гора (Ротенштайн) - Сокольники (Вайшкиттен). Показанная пунктиром на советских километровых картах, она обрывалась восточнее Коврово (Наутцау).

Среди сохранившихся мостов чаще всего встречаются арочные металлические и разнообразные бетонные конструкции на мощных опорах. Наиболее старинным является невзрачный ферменный мост через пойму Преголи у Знаменска (Велау). Построенный в 1880 году он разрушался в годы Первой и Второй мировой войны, каждый раз восстанавливался и служит до настоящего времени. Большую известность приобрёл мост королевы Луизы в Советске (Тильзите), построенный в 1907 г. в память о прусской королеве, активной участнице борьбы с нашествием Наполеона в начале XIX века. Не у дел оказался трехарочный мост через Преголю у Талпаков (Таплакен). Именно этот мост спасли от взрыва танкисты 89 бригады полковника А. И. Соммера в январе 1945 года. Недавно этот мост заменила новая спрямлённая эстакада. А большинство переживших войну мостов стоят прочно.


Примечание. Фото железнодорожных мостов помещены в разделе "К истории железных дорог".

  • Б
    7 Фотографии
  • В
    2 Фотографии
  • Г
    4 Фотографии
  • Д
    1 Фотографии
  • Ж
    1 Фотографии
  • З
    7 Фотографии
  • И
    1 Фотографии
  • К
    20 Фотографии
  • М
    3 Фотографии
  • Н
    2 Фотографии
  • П
    7 Фотографии
  • С
    3 Фотографии
  • Т
    2 Фотографии
  • У
    2 Фотографии
  • Х
    1 Фотографии
Страницы: 1 2 След.