ГБУК "Калининградская областная научная библиотека"
Мазурский канал
Мазурский канал На юге области, неподалеку от границы с Польшей, просторные поля и красивые рощи прорезаны прямолинейными дамбами, заросшими кустарниками, возвышаются мрачные бетонные громады шлюзов. Места малонаселенные и глухие. Кругом царит тишина. Так сейчас выглядит Мазурский канал. Идея строительства этого сооружения уходит в средневековое прошлое. Канал должен был соединить Мазурское поозерье с бассейном реки Прегель. Практически строительство осуществлено во второй половине XVIII века (1764-1776 гг.) по инициативе обер-президента Пруссии Домхарта (*). Было прорыто 50-ти километровое ложе, по которому вода из озера Мауэрзее (теперь озеро Мамры в Польше) самотеком пошла к Алленбургу (пос. Дружба в Правдинском районе Калининградской области), где впадала в Алле (ныне р. Лава). Разница в уровнях оз. Мамры и р. Лава составляет 111 метров. Канал неоднократно совершенствовался. В ходе последней модернизации (1934-1942 гг.) большая часть русла дамбирована, построены 10 современных шлюзов (пять сейчас на территории нашей области, пять - в Польше), однако окончание работ в связи с войной не было завершено. При отступлении немецких войск канал служил линией обороны, многочисленные мосты были взорваны. Отдельные проектные характеристики Мазурского канала: длина - 50 км; ширина по зеркалу воды - 14 м; глубина - 2,5 м; высота мостов над уровнем воды - 4 м. Размеры шахт шлюзов: длина - 45 м; ширина - 7,5 м; глубины Георгенфельде - 15,5 м; Гросс-Аллендорф - 12 м; Вильгельмсхоф и Алленбург - по 7,5-8 м. ![]()
|