Восточная Пруссия, особенно ее северная часть, имела развитую сеть железных дорог. Периодом наиболее бурного железнодорожного строительства стала вторая половина XIX - начало XX века, вплоть до Первой мировой войны. В эти годы в регионе была создана основа железнодорожных сообщений между наиболее крупными городами провинции (на севере - Кёнигсберг, Инстербург, Тильзит; на юге - Алленштайн и Лик) с выходами к морю и в приграничные районы. На линиях использовалась стандартная европейская калея шириной 1435 мм.
Первая железнодорожная линия, соединившая Берлин с Кёнигсбергом, была торжественно открыта 2 августа 1853 года. Через 7 лет начала действовать восточная магистраль Кёнигсберг - Эйдткунен. Надо отметить, что планы строительства основных дорог в приграничных районах заблаговременно согласовывались между немецкой и российской стороной.
Значительное внимание уделялось строительству железных дорог небольшой протяженности со стандартной колеей. В 1865 году восточная магистраль получила свое продолжение, соединив Кёнигсберг с портом Пиллау. В 1885 и 1900 г.г. соответственно открылось сообщение между Кёнигсбергом и морскими курортами Кранц и Раушен.
Как известно, разветвленная система железных дорог Восточной Пруссии сыграла важную роль в боевых действиях на этой территории в Первую мировую войну.
В 20-30 годы железнодорожные сообщения на севере провинции продолжали совершенствоваться. В этот период проложена вторая колея на линиях Кёнигсберг - Берлин, Кёнигсберг - Эйдткунен, Тильзит - Инстербург - Гердауэн; построена железнодорожная ветка Хайлигенбайль - Прейсиш-Эйлау; достраивалась кольцевая дорога на Земландском полуострове; осуществлена капитальная перестройка кёнигсбергского железнодорожного узла.
К 1939 году протяженность ж.д. сообщений на севере Восточной Пруссии составила 1823 км, в т.ч. двухколейных - 578, одноколейных - 803, узкоколейных - 442. Действовали 184 ж.д. вокзала и 240 остановочных пунктов.
Наиболее крупными ж.д. узлами, кроме Кёнигсберга, Инстербурга и Тильзита, являлись Гумбиннен (Гусев), Гердауэн (Железнодорожный), Фридланд (Правдинск), Тапиау (Гвардейск), Цинтен (Корнево), Шталлупёнен (Нестеров), Даркемен (Озерск) и Толльмингкемен (Чистые Пруды).
Ширококалейные железнодорожные линии, разобранные после 1945 года:
1. Зеленоградск (Кранц) - канал Куршского залива (Кранцер Беек).
2. Переславское Западное (Мариенхоф) - Парусное (Гафкен).
3. Мамоново (Хайлигенбайль) - Корнево (Цинтен) - Багратионовск (Прейсиш-Эйлау).
4. Красноармейское (Первилтен) - Корнево (Цинтен) - Пиненжно (Мельзак), Польша.
5. Нивенское (Виттенберг) - Владимирово (Тарау) - Славское (Кройцбург).
6. Комсомольское Новое (Лёвенхаген) - Домново (Домнау) - Правдинск (Фридланд) - Железнодорожный (Гердауэн).
7. Чистополье (Боткайм-Постенен) - Барташицы (Бартенштайн), Польша.
8. Знаменск (Велау) - Дружба (Алленбург) - Правдинск (Фридланд).
9. Железнодорожный (Гердауэн) - Крылово (Норденбург) - Венгожево (Ангербург), Польша.
10. Черняховск (Инстербург) - Озёрск (Даркемен) - Гольдап, Польша.
11. Гусев (Гумбиннен) - Озёрск (Даркемен) - Венгожево (Ангербург), Польша.
12. Гусев (Гумбиннен) - Чистые Пруды (Толльмингкемен) Лесистое(Нассавен) - Гольдап, Польша.
13. Краснолесье (Гросс Роминтен) - Гольдап, Польша. Основная часть ветки Нестеров (Шталлупёнен) - Чистые Пруды - Краснолесье включительно сохранена и используется в хозяйственных целях.
14. Неман (Рагнит) - Добровольск (Пиллькаллен) - Нестеров (Шталлупёнен).
Схема "Из истории железных дорог"