Из истории железных дорог (широкая колея)

 
Следы прошлого » Из истории железных дорог (широкая колея)
Из истории железных дорог (широкая колея)

Восточная Пруссия, особенно ее северная часть, имела развитую сеть железных дорог. Периодом наиболее бурного железнодорожного строительства стала вторая половина XIX - начало XX века, вплоть до Первой мировой войны. В эти годы в регионе была создана основа железнодорожных сообщений между наиболее крупными городами провинции (на севере - Кёнигсберг, Инстербург, Тильзит; на юге - Алленштайн и Лик) с выходами к морю и в приграничные районы. На линиях использовалась стандартная европейская калея шириной 1435 мм.

Первая железнодорожная линия, соединившая Берлин с Кёнигсбергом, была торжественно открыта 2 августа 1853 года. Через 7 лет начала действовать восточная магистраль Кёнигсберг - Эйдткунен. Надо отметить, что планы строительства основных дорог в приграничных районах заблаговременно согласовывались между немецкой и российской стороной.

Значительное внимание уделялось строительству железных дорог небольшой протяженности со стандартной колеей. В 1865 году восточная магистраль получила свое продолжение, соединив Кёнигсберг с портом Пиллау. В 1885 и 1900 г.г. соответственно открылось сообщение между Кёнигсбергом и морскими курортами Кранц и Раушен.

Как известно, разветвленная система железных дорог Восточной Пруссии сыграла важную роль в боевых действиях на этой территории в Первую мировую войну.

В 20-30 годы железнодорожные сообщения на севере провинции продолжали совершенствоваться. В этот период проложена вторая колея на линиях Кёнигсберг - Берлин, Кёнигсберг - Эйдткунен, Тильзит - Инстербург - Гердауэн; построена железнодорожная ветка Хайлигенбайль - Прейсиш-Эйлау; достраивалась кольцевая дорога на Земландском полуострове; осуществлена капитальная перестройка кёнигсбергского железнодорожного узла.

К 1939 году протяженность ж.д. сообщений на севере Восточной Пруссии составила 1823 км, в т.ч. двухколейных - 578, одноколейных - 803, узкоколейных - 442. Действовали 184 ж.д. вокзала и 240 остановочных пунктов.

Наиболее крупными ж.д. узлами, кроме Кёнигсберга, Инстербурга и Тильзита, являлись Гумбиннен (Гусев), Гердауэн (Железнодорожный), Фридланд (Правдинск), Тапиау (Гвардейск), Цинтен (Корнево), Шталлупёнен (Нестеров), Даркемен (Озерск) и Толльмингкемен (Чистые Пруды).

Ширококалейные железнодорожные линии, разобранные после 1945 года:

1. Зеленоградск (Кранц) - канал Куршского залива (Кранцер Беек).

2. Переславское Западное (Мариенхоф) - Парусное (Гафкен).

3. Мамоново (Хайлигенбайль) - Корнево (Цинтен) - Багратионовск (Прейсиш-Эйлау).

4. Красноармейское (Первилтен) - Корнево (Цинтен) - Пиненжно (Мельзак), Польша.

5. Нивенское (Виттенберг) - Владимирово (Тарау) - Славское (Кройцбург).

6. Комсомольское Новое (Лёвенхаген) - Домново (Домнау) - Правдинск (Фридланд) - Железнодорожный (Гердауэн).

7. Чистополье (Боткайм-Постенен) - Барташицы (Бартенштайн), Польша.

8. Знаменск (Велау) - Дружба (Алленбург) - Правдинск (Фридланд).

9. Железнодорожный (Гердауэн) - Крылово (Норденбург) - Венгожево (Ангербург), Польша.

10. Черняховск (Инстербург) - Озёрск (Даркемен) - Гольдап, Польша.

11. Гусев (Гумбиннен) - Озёрск (Даркемен) - Венгожево (Ангербург), Польша.

12. Гусев (Гумбиннен) - Чистые Пруды (Толльмингкемен) Лесистое(Нассавен) - Гольдап, Польша.

13. Краснолесье (Гросс Роминтен) - Гольдап, Польша. Основная часть ветки Нестеров (Шталлупёнен) - Чистые Пруды - Краснолесье включительно сохранена и используется в хозяйственных целях.

14. Неман (Рагнит) - Добровольск (Пиллькаллен) - Нестеров (Шталлупёнен).


Схема "Из истории железных дорог"