Методическая среда

Развитие персонала: три кита обучения сотрудников

В «Методическую среду», 23 сентября, у нас в гостях были коллеги из Челябинской областной универсальной научной библиотеки. С приветственным словом к участникам вебинара обратилась Наталья Диская, директор ГКУК «Челябинская областная универсальная научная библиотека». Наталья Ивановна обратила внимание на важный вопрос для всех библиотек - развитие персонала. Сотрудник современной библиотеки должен обладать разнообразными знаниями помимо профессиональных. Знания, приобретенные в учебных заведениях, быстро устаревают, а действительность предъявляет новые требования: необходимо владение основами других наук - психологии, педагогики, социологии, экономики, юриспруденции, а также умение вести поиск информации с применением новейших компьютерных технологий. Именно поэтому работа по повышению квалификации сотрудников предполагает совершенствование системы обучения библиотечных кадров с учетом перемен в обществе, совершенствованием информационных технологий.

С тем, как на практике решаются вопросы развития персонала в Челябинской областной универсальной научной библиотеке, слушателей познакомила Любовь Дорохова, кандидат культурологии, заместитель директора по основной деятельности.

Библиотечная сеть Челябинской области насчитывает 826 библиотек. Для повышения квалификации сотрудников библиотек используется широкий диапазон форм. Вся система обучения сотрудников базируется на «трех китах»: разработке стратегии обучения, системном подходе и установлении обратной связи с персоналом библиотек.

Среди реализуемых проектов коллеги особо отметили проект «Встречное движение», направленный на создание единого информационного пространства на базе библиотек Челябинской области. На базе центральных библиотек Магнитогорского и Златоустовского городских округов созданы зональные методические центры. Лидеры библиотечного дела южной и западной территориальных зон области, обладающие информационными ресурсами, новыми технологиями, новаторскими подходами, призваны осуществлять кураторство в своих зонах, способствовать развитию библиотечного обслуживания в соответствии с планами работы. В рамках этой работы в 2019 году был проведен областной семинар «Профессиональное развитие библиотечных кадров как условие модернизации библиотек» (совместно с Челябинским государственным институтом культуры), на котором рассматривались такие вопросы, как персонал-стратегии библиотек, система повышения квалификации, инновационный климат как фактор развития библиотечного специалиста, методики оценки персонала.

В 2019 году Челябинской областной универсальной научной библиотекой был запущен новый проект «Школа кадров». Его целью является не только развитие профессиональных компетенций персонала библиотек, но и формирование кадрового резерва.

Также Любовь Юрьевна рассказала о постоянно действующем проекте с новаторскими идеями, современным подходом и уникальным опытом «Межрегиональной Школе инноватики». Школа создана в рамках Межрегионального центра инновационного развития библиотек – структурного подразделения Центра чтения Челябинского государственного института культуры, целью которого является развитие и совершенствование инновационной деятельности библиотек, работающих с детьми и молодежью. Проект поддержан Министерством культуры Челябинской области.

Отдельное внимание было уделено методическим программам муниципальных библиотек, среди которых «Школа общения специалистов», «Школа библиотечного образования», программа «ТЕМП» (талант, единство, мастерство, профессионализм).

Сотрудники библиотек Челябинской области участвуют и в мероприятиях по повышению квалификации международного уровня, среди которых специализированное обучение по работе с людьми с ограниченными возможностями, с проблемами зрения.

В течение года в регионе проводится более 700 методических мероприятий. Своими достижениями и различной полезной для профессионального развития информацией коллеги делятся на сайте ЧОУНБ.

В вебинаре приняли участие более 70 специалистов муниципальных и государственных библиотек Калининградской области.


Возврат к списку