Методическая среда

Будь! Живи! Делай!: разговор о библиотекаре будущего

Методическая среда

В рамках цикла онлайн-занятий «Методическая среда» 12 мая 2021 г. состоялся вебинар «Развитие библиотек в логике проактивного действия: по итогам форсайт-сессии "Библиотекарь Будущего"», проводимый отделом инновационной и научно-методической деятельности КОНБ.

Спикером мероприятия выступила Лариса Александровна Сулейманова, директор Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского (г. Иркутск).

Стремительное развитие технологий, цифровизация, внедрение искусственного интеллекта затрагивает сегодня все сферы развития современного общества. Современная библиотека, её миссия, функции, организация пространства, конкурентоспособность являются сегодня предметом активного обсуждения. Задачи, стоящие перед библиотекарями сейчас значительно шире, чем были раньше. Меняются и требования к библиотекарю: библиотекарь в будущем может стать цифровым куратором, психологом, юристом, книжным консультантом.

На встрече Лариса Александровна рассказала о форсайт-сессии «Библиотекарь будущего», которая состоялась 25-26 февраля 2021 года в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке имени И. И. Молчанова-Сибирского:

«Идея такого мероприятия возникла в ходе модернизации наших библиотек по национальному проекту "Культура", когда мы поняли, что самая большая задача для нашего профессионального сообщества – это формирование современного профессионального сознания библиотекаря. Мы столкнулись с тем, что ни представители власти, ни бизнес-сообщества, ни те люди, ради которых работают библиотеки разного уровня, не могут адекватно ответить на вопрос, что же такое современная библиотека. Сложившаяся ситуация привела к поиску и совместному проектированию новых смыслов, которые позволят библиотекам и библиотекарям успешно интегрироваться в цифровую среду. Серьёзная интеллектуальная работа на форсайт-сессии позволит добиться желаемого результата, чтобы библиотека стала реальной профессией будущего».

Формат форсайта выбран как способ проявления разных позиций, методика сбора данных. Участникам 24-х площадок была дана следующая установка на работу: форсайт – это не свободное фантазирование, а ответственное проектирование. На каждой из площадок работали от 10 до 70 человек, которые были разделены на микрогруппы по 5-10 человек. Площадки работали в двух режимах – синхронном и асинхронном. Применялось 4 типа тактов работы: участие в групповых установочных микролекциях экспертов; работа с группой, формирование групповой динамики; сборка результатов работы группы в результаты работы площадки; участие в сборке работы площадок (пояснение результатов своей площадки). Основное направление работы форсайта – проработка образа библиотекаря будущего, позиционирование профессии библиотекаря как профессии будущего.

На встрече Лариса Александровна представила обсуждаемые на форсайт-сессии формулировки миссии библиотек (общего характера, символические, для локального сообщества, специфические, ценностные, развернутые), проектные инициативы.

Говоря о компетенциях библиотекарей, Лариса Александровна обратила внимание слушателей на три фактора: невысокая доля молодых профессионалов, в том числе получивших профильное образование; отсутствие системных знаний сотрудников современных библиотек; отсутствие качественной системы образования в течение всей жизни. «Библиотекарь будущего должен знать, как систематизировать, управлять и упорядочивать информацию в цифровом виде; уметь получать, структурировать, анализировать и доносить информацию; искать и распознавать нужную информацию; ориентироваться в различных областях знаний для более точного поиска нужной информации по запросам; уметь оказывать помощь в выборе информации». «Сложившаяся ситуация и последние изменения располагают к поиску и совместному проектированию новых смыслов, которые позволят библиотекам и библиотекарям успешно интегрироваться в цифровую среду. Только вместе можно сформировать методологические ориентиры для развития библиотек как важной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие в интересах будущего, а также профиль библиотекаря будущего. Именно из этих соображений исходили организаторы, эксперты и инициативная группа форсайта», – говорит Лариса Александровна.

Лариса Александровна рассказала об обсуждаемом на форуме образе библиотекаря будущего. «Уже сейчас каждая конкретная библиотека, исходя из своих задач и направлений работы, может сформировать перечень компетенций сотрудников, необходимый для развития в текущих условиях, но с учётом контекста будущего. Основываясь на этом перечне, можно подобрать конкретные образовательные программы и модули, реализуемые в настоящее время учреждениями высшего профессионального образования и организациями дополнительного профессионального образования. Кроме того, есть возможность краткосрочного повышения квалификации путём прохождения программ Центра непрерывного образования Российской государственной библиотеки».

По итогам сессии в течение года будет разработан и изготовлен комплект деловой игры «Библиотекарь будущего», а сама профессия будет представлена в новом формате в «Атласе новых профессий». Результаты форсайт-сессий будут использованы в качестве методологических ориентиров для профессионального развития специалистов отрасли, а также ориентиров профессионального самоопределения школьников и студентов.

Группа организаторов форсайта из Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского занимает лидерскую позицию в реализации трёх инициатив: «Инжиниринг знаний» (новая библиография, основанная на работе с целостным знанием, различении онтик и онтологий, графовом моделировании.), «Библиотекарь в «Атласе новых профессий» (подготовка концепции специализаций библиотекаря), и «Живые библиотеки» (платформа инициативных людей, точка сборки групп для выражения идей и инициатив, обмена знаниями и совершения совместных действий; место создания и свободного обмена методическими материалами по масштабированию наиболее интересных проектных инициатив).

Экспертный анализ результатов форсайт-сессии будет представлен 27 мая на онлайн-форуме «Библиотекарь будущего», который состоится на площадке Российской государственной библиотеки с трансляцией на портале Культура.РФ.

В вебинаре приняли участие более 80 специалистов муниципальных и государственных библиотек Калининградской области, Санкт-Петербурга.

Прилагаемые материалы:

1. Презентация «Библиотекарь будущего»



14.05.2021

Возврат к списку