Бальзамо Е. Август Стриндберг : лики и судьба28.07.2010

Бальзамо Е. Август Стриндберг : лики и судьба / Елена Бальзамо / пер. с французского И. Стаф. – М. : Новое литературное обозрение, 2009. – 321 с. – 2000 экз. – ISBN 978-5-86793-688-4.

Книга Елены Бальзамо посвящена одному из самых неоднозначных и противоречивых шведских писателей, теоретику «новой драмы» Юхану Августу Стриндбергу. Огромное количество критических работ о Стриндберге рассматривают только одну сторону его таланта – драматургию. Однако его творческое наследие включает не только пьесы, но и романы, стихи, очерки, памфлеты, а также естественно-научные труды по истории, этнографии, физике, химии, биологии, психологии, медицине и т.д. Такой разнородный массив текстов с трудом поддается хронологическому анализу, поэтому автор идет другим путем и строит свое повествование на понимании Стриндбергом нескольких пластов реальности – истории и географии, общества и личности, науки и религии. Благодаря оригинальному принципу изложения перед читателем предстает многогранный образ экстравагантного шведского гения.

Анализируя преимущественно прозаические тексты Стриндберга и его научные публикации, Бальзамо приходит к выводу, что Стриндберг был реформатором не только в драматургии, но также в других литературных жанрах, например, в историографии. В своих исторических произведениях он отказывается от описания традиционных событий и героев. Место королей и великих государственных мужей целиком занимает народ. При этом автор не пытается скрыть недостатки своей страны, считая правду важнее литературы. Публика оказалась неготовой к подобному видению истории, критика отнеслась к Стриндбергу не менее сурово. Отказ Королевского театра от постановки пьесы «Местер Улоф», а также постоянные обвинения в «идеологической диверсии» приводят к тому, что Стриндберг покидает Швецию.

Переезд во Францию не приносит желаемого успокоения. Париж кажется ему ужасающим – городом мошенников и лжецов. Е. Бальзамо объясняет это «врожденной оппозиционностью» Стриндберга, его неприятием общества как такового. Как ни удивительно, он болезненно относится к социальному статусу, смешивая его с личностью. Определение человека в первую очередь по социальной принадлежности выливается у писателя во внутренний конфликт, в противостояние с собственным «я», ведь ему так и не удалось достигнуть значимого положения в обществе. Именно из таких противоречий и складывается характер драматурга.

Отдельного внимания заслуживает отношение Стриндберга к литературе. Бальзамо рассматривает этот парадокс в эпилоге. Дело в том, что Стриндберг пытался трансформировать литературу в науку, цель которой – экспериментальное исследование анатомии души.

Книга предназначена для филологов, а также для всех, кто хочет получить четкое и всеобъемлющее представление о творчестве Юхана Августа Стриндберга.


Владелец: 1192156 (ЧЗ)


Баллов:  30
Голосов:  7

Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений