Глинка М.И. Рыцарский романс

1 июня исполняется 210 лет со дня рождения русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1804-1857), автора опер «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», музыки к трагедии «Князь Холмский», вокально-симфонических, вокальных, камерно-инструментальных, фортепианных произведений, оставившего интересные автобиографические «Записки».

Михаил Иванович Глинка

Вокальная лирика в творчестве композитора занимает очень важное место. На протяжении всей жизни, начиная с первых музыкальных шагов и кончая последними годами, Глинка писал романсы. Известен он был и как исполнитель своих произведений. Современник Михаила Ивановича композитор А. Н. Серов вспоминал о нем: «…в кругу людей, искренне любящих музыку, …Глинка дышал свободно, увлекал всех… и иногда, без всяких просьб, сам усаживался за фортепиано и пел часа два почти без перерывов… Где надобились страстность, пение Глинки было страстно до пафоса; где чувства, по смыслу пьесы, сдержаны, сосредоточены в самих по себе, там и в пении его господствовал кроткий полусвет; где, наконец, задача была комичною, там Глинка являлся и комиком восхитительным». И ещё: «Можно прямо сказать: кто не слыхал романсов Глинки, спетых им самим, тот не знает этих романсов».

Исследователи наследия композитора считают, что при написании вокальной лирики М. И. Глинка постоянно расширял круг тем и поэтических образов. Если его ранние романсы – это салонно-бытовая сентиментальная лирика, то во второй половине 30-х и начала 40-х гг. произведения отличаются «исключительным разнообразием жанровых разновидностей». Здесь уже встречаются серенады, баллады, колыбельные, застольные песни, жанрово-бытовые и лирико-драматические романсы.

Фонд редкой книги владеет нотами «Рыцарского романса» (Virtus antiqua) Михаила Ивановича Глинки, который входит в единственный вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Автором слов всех произведений является писатель и друг композитора Нестор Васильевич Кукольник (1809-1868). Цикл состоит из 12 романсов, написанных в 1840 г. накануне не состоявшегося отъезда композитора за границу. Впервые сборник был издан в Санкт-Петербурге фирмой «Одеон». Представляемое же издание напечатано в Москве в 1938 г.

Михаил Иванович Глинка. Рыцарский романс

Вот как А. Н. Серов вспоминает об исполнении партии фортепиано в «Рыцарском романсе»: «Каждый куплет заключался широким маршем, где как будто слышался полный оркестр. Глинка играл на фортепиано без особой претензии на виртуозность; но, по необыкновенной отчетливости в ритме и в звуке, по необыкновенной чистоте аккорда, при самых сложных ходах гармонии, он был и пианист весьма замечательный. Творческая свобода часто прорывалась и в аккомпанементе. Марш… вдруг, неожиданно, украшался добавочным контрапунктом, расцвечивался несколькими штрихами, мастерски сымпровизированными на пользу большей живописности целого. В пении Глинки этот истинно рыцарский романс выходил целою маленькою, законченною в себе оперою».

Михаил Иванович Глинка. Рыцарский романс

Этот романс М. И. Глинка посвятил русскому живописцу, рисовальщику, медальеру и скульптору Федору Петровичу Толстому (1783-1873).

Словами романса послужили стихи, взятые из романа Н. В. Кукольника «Эвелина де Вальероль»:

Прости! Корабль взмахнул крылом,
Зовет труба моей дружины!
Иль на щите иль со щитом
Вернусь к тебе из Палестины.
Молва о подвигах моих,
Шумя, придет моим предтечей,
И лавр из нежных рук твоих
Наградой будет мне и встречей.

Клянуся сердцем и мечом:
Иль на щите, иль со щитом!

Сто битв, сто рек, сто городов
О имени твоем узнают,
На сто языках сто певцов
И запоют и заиграют!
И, вновь волнуясь и шумя,
Твоей великой славы полны,
К твоим стопам примчат меня
Могучие, седые волны...

Клянуся сердцем и мечом:
Иль на щите, иль со щитом!

Но если приговор судьбы
В боях пошлет мне смерть навстречу,
На грозный зов ее трубы
Я именем твоим отвечу!
Паду на щит, чтоб вензель твой
Врагам не выдать, умирая;
И, побежден одной судьбой,
Умру, тебя благословляя!

Клянуся сердцем и мечом:
Иль на щите, иль со щитом!

«Рыцарский романс» и сегодня звучит со сцены концертных залов. Он в репертуаре многих российских исполнителей, в том числе и известного калининградца Валерия Алиева.

Список использованной литературы:

  1. Глинка, М. И. Полное собрание сочинений. Т. 1 : Литературные произведения и переписка / М. И. Глинка. - Москва : Музыка, 1973. - 483 с. : фот., факс., муз. пр. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Указ. имен: с. 434-467.
  2. Серов, А. Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке / А.Н. Серов. - Ленинград : Музыка, 1984. - 55 с.
  3. Успенский, Вс. Михаил Иванович Глинка. 1804 - 1857 / Вс. Успенский. - Ленинград : Молодая гвардия, 1950. - 263 с. : 19 отд. л. илл., ил., портр. - (Жизнь замечательных людей). - Библиогр.: с. 263 - 264 .
  4. [О М. И. Глинке] / В. В. Базарнова // Музыка и время. – 2002. - № 2. – С. 3-5.

Возврат к списку