Чайковский П.И. Буря

7 мая исполняется 175 лет со дня рождения русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893).

Чайковский П.И.

Музыка П.И. Чайковского исключительна по своему разнообразию. За почти тридцатилетнюю творческую деятельность им было написано десять опер, три балета, музыкальные номера к драматическим спектаклям, кантаты, шесть симфоний, девять программных симфонических произведений, пять оркестровых пьес сюитного построения, шесть крупных виртуозных сочинений для солирующих инструментов в сопровождении симфонического оркестра, три квартета, трио, секстет, большая соната для фортепиано, более ста романсов и множество других сочинений различного объема и характера. Музыковеды считают, что в каждом из затронутых жанров композитор создал несравненные образы искусства.

В фонде редких книг имеются ноты симфонической фантазии П. И. Чайковского по драме В. Шекспира «Буря» соч. 18, выпущенное Музыкальным сектором Государственного издательства в 1926 г. в Москве в переложении для фортепиано композитора Максимилиана Карловича Липпольда (1866-?).

Чайковский П.И. Буря

Чайковский П.И. Буря

Фантазия была сочинена в 1873 г. по подсказке музыкального и художественного критика, историка искусства Владимира Васильевича Стасова (1824-1906), которому Чайковский и посвятил её. Над произведением композитор работал в Усове Тамбовской губернии, когда гостил у своего приятеля В. С. Шиловского. В исключительно короткий срок между 7 и 17 августа «без всякого усилия, как будто движимый какой-то силой», он создал вчерне всё произведение в виде подробного конспекта для инструментовки. Партитуру композитор написал позже уже в Москве и закончил её в начале октября 1873 г.

7 декабря того же года сочинение было исполнено в Москве под управлением пианиста-виртуоза и дирижёра Н. Г. Рубенштейна (1835-1881) с огромным успехом, что вызвало повторение её в том же сезоне.

В Петербурге “Буря” впервые была исполнена 16 ноября 1874 г. под управлением композитора и дирижёра Э.Ф. Направника (1839-1916). За несколько дней до концерта В.В. Стасов восторженно писал Чайковскому: «Что за прелесть ваша “Буря”!! Что за бесподобная вещь!!».

При жизни П.И. Чайковского произведение было одним из наиболее часто исполняемых и любимых широкой публикой его симфонических сочинений. Н. Рубинштейн дирижировал ею на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Сам Чайковский неоднократно включал “Бурю” в программы своих концертов. За границей её играли в Берлине, Париже и других городах.

Сюжет “Бури” – одной из последних пьес Шекспира – своеобразен. Музыковеды считают, что жизнь действующих лиц протекает в необычной, отвлеченной обстановке неопределенных времен и сказочных мест, имеющих условное значение. Чувства и переживания героев носят характер «вечных и незыблемых» природных свойств человека.

Поглощенный изучением «тайных наук» миланский герцог Просперо доверчиво поручил правление государством своему брату Антонио. Коварный честолюбец Антонио, искусно плетя интриги, оклеветал Просперо и добился его изгнания. Вывезенный в открытое море и брошенный в утлом челноке, Просперо и его малютка-дочь Миранда чудом спаслись и оказались на необитаемом острове. Здесь Просперо, обладавшей силой волшебных знаний, стал повелителем событий, способным взбушевать и утишить стихию. Прошло двенадцать лет, пока случай предоставил ему возможность отомстить за свое изгнание. Вблизи острова оказался корабль, на котором захватчик Антонию вместе с королем неаполитанским и сыном короля Фернандо направлялись в Неаполь. С помощью подчиненного ему духа воздуха Ариэля Просперо вызывает бурю, в результате которой путешественники оказываются выброшенными на берег. Их встреча с волшебником служит справедливой развязке в отношениях – к возвращению Просперо к герцогской власти, - а также приводит к счастливому завершению любовь, родившуюся в сердцах Миранды и Фернандо.

Действие “Бури” протекает преимущественно на пустынном острове. Поэтому в программе, предпосланной музыке П. И. Чайковского, картины и портреты преобладают над действиями и событиями.

Чайковский П.И. Буря. Программа

Чайковский П.И. Буря

Список использованной литературы:

  1. Должанский, А. Н. Симфоническая музыка Чайковского : избранные произведения / А.Н. Должанский. - 2-е изд. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1965. - 208 с. : ил., нот. - Библиогр.: с. 206-207.

Возврат к списку