29 июля исполняется 150 лет со дня рождения русского композитора, дирижёра, музыкально-общественного деятеля А. К. Глазунова (1865 - 1936).
Александр Константинович Глазунов родился в Петербурге в семье известного издателя и книготорговца Константина Ильича Глазунова и Елены Павловны, урожденной Турыгиной (1846-1925).
Глазуновы – потомственные издатели, сыгравшие немаловажную роль в народном просвещении. Издательство Глазуновых, возникшее в 80-х годах XVIII в., выпускало книги русских классиков, исторические труды и популярные издания.
А. К. Глазунов вырос в музыкальной семье. Отец с юности играл на скрипке, матушка, о которой современники отзывались как о высокоодаренной музыкальной натуре, многие годы обучалась игре на фортепиано. В детстве мальчик обнаружил музыкальные способности и в девятилетнем возрасте начал брать уроки игры на фортепиано. Появились первые сочинения.
С 1877 г. А. К. Глазунов обучался в частном Реальном училище, по окончании которого в 1883 г. поступил вольнослушателем на историко-филологический факультет Петербургского университета.
В следующем году вместе с музыкальным издателем М. П. Беляевым через Кёнигсберг и Берлин поездом проехал до Веймара, где встретился с Ф. Листом.
В 1884 г. состоялся первый концерт композитора.
Исследователи творчества А. Глазунова считают, что сильный толчок его музыкальному образованию дало общение с композитором М. А. Балакиревым (1836/1837-1910), по совету которого он стал заниматься теорией музыкальной композиции с Н.А. Римским-Корсаковым (1844-1908). Под влиянием некоторых композиторов А. К. Глазунов в своем творчестве обрел яркую индивидуальность, являясь автором различных музыкальных, преимущественно симфонических произведений.
В 1888 г. Глазунов впервые встал за дирижерский пульт, он стал дирижёром.
В 1899 г. был приглашен профессором в Петербургскую консерваторию, в 1905 г. стал ее директором, в 1917 г. – ректором. Помимо ректорства А.К. Глазунов вел класс камерного ансамбля, руководил камерной студией, занимался в классах инструментовки, чтения партитур, полифонии. Известно, что на этом посту он проявлял неизменное внимание и заботу о студентах, которые искренне любили и уважали своего ректора и профессора. Недаром, по решению ученического комитета на знамени консерватории были вышиты заключительные такты «Вакхической песни» Глазунова на пушкинские стихи «Да здравствует солнце, да скроется тьма»! К 20-летию педагогической деятельности А. Глазунова в Малом зале консерватории был установлен бронзовый бюст композитора, выполненный скульптором Матвеем Манизером, а сам зал стал носить имя ректора.
В 1907 г. Александр Константинович получил степень доктора музыки в Кембриджском университете. Президентом Французской республики он был награжден рыцарским крестом ордена Почётного легиона за вклад в музыкальные связи России и Франции.
В 1922 г. в Петербурге вышли две книги, посвященные А. К. Глазунову. Одну написал Б. В. Асафьев (1884-1949) под псевдонимом Игорь Глебов, вторую – «Материалы к биографии» музыковед В. М. Беляев.
В год празднования 60-летия со дня рождения и 20-летия директорства Глазунова в консерватории был организован фонд его имени.
В 1928 г. композитор был приглашен в Вену в качестве члена Международного жюри конкурса в память о столетии со дня смерти композитора Франца Шуберта.
После Вены композитор, оформив долговременный отпуск, совершил «музыкальное паломничество» - побывал в знаменитых «музыкальных городах» Европы.
Впоследствии отпуск был продлён и Глазунов обосновался в Париже, но не оставил надежду вернуться в Россию. К сожалению, обстоятельства сложились таким образом, что на родину А. К. Глазунов больше не вернулся. Умер он в Париже 21 марта 1936 г.
В октябре 1972 г. прах А. К. Глазунова был перенесен в Ленинград и захоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Музыковеды считают, что Александр Константинович Глазунов внес ценный вклад в музыкальную культуру России. В списке его произведений: балеты «Раймонда», «Барышня-служанка», «Времена года»; вокально-симфонические, симфонические и хоровые произведения; произведения для оркестра русских народных инструментов; произведения для инструментов-соло с оркестром; камерно-инструментальные, фортепианные и органные произведения; романсы, музыка к драматическим спектаклям; литературные работы: воспоминания о П. Чайковском, М. Беляеве, Н. Римском-Корсакове; статьи о музыке.
Фонд редких книг имеет ноты произведений А. К. Глазунова, изданных в 1945 г. в Москве.
Представляем сборник произведений А. Глазунова «Адажио» из балета “Раймонда” (соч. 57а), «Марионетки» из балетной сюиты (соч. 52, № 2) и его современников А.Н. Скрябина «Мечты» (соч. 24), А. Лядова «Nenie» (скорбная песнь) (соч. 67) в переложении О. Агаркова для скрипки и фортепиано.
Балет «Раймонда». Сюжет А. Глазунова привлек потому, что у него с детства был интерес к средним векам, к рыцарству, к замковому быту и т.п. Эти образы долгие годы влекли к себе композитора, питали его фантазию.
Автором либретто балета «Раймонда» была «русско-французская писательница» Лидия Александровна Пашкова. Но, усмотрев несуразности и вольности в сюжете исторического и географического характера, директор Императорских театров обер-гофмейстер двора И. А. Всеволожский (1835-1909) переработал либретто. Балетмейстером выступил Мариус Иванович Петипа (1818-1910), который написал для Глазунова подробный «план-заказ» - какие нужны танцы, темп и их продолжительность. Совместная работа сдружила молодого композитора и великого мастера балета.
Премьера «Раймонды» состоялась 7 января 1898 г. в голубом зале Мариинского театра, который был переполнен. Дирижировал спектаклем итальянский, российский композитор, дирижёр Рикардо Дриго (1846-1930). Роль Раймонды исполняла знаменитая Пьерина Леньяни (1868-1930), прима-балерина Петербургского театра, танцевавшая прежде в Ла Скала и многих театрах Европы. В сценическом оформлении принимали участие художники О. Аллегри, К. Иванов, П. Ламбин (1862-1923).
Спектакль был встречен неустанными аплодисментами. Глазунову артисты вручили громадный лавровый венок, прочли благодарственный адрес за красивую и удобную для танца музыку, за неутомимую помощь при разучивании. На титульном листе издания «Раймонды» композитор указал, что посвящает свое детище артистам петербургского балета.
Спектакли шли каждую неделю с аншлагом.
Современники композитора считали, что «Раймонда» сделала А. Глазунова едва ли не самым популярным русским композитором. Например, Стасов В. В. (1824-1906) так сказал о балете: «”Раймонда” представляет самую высокоталантливую и оригинальную музыку из числа всех существующих балетов».
В нотных магазинах спрашивали «Раймонду». Вслед за клавиром, партитурами всего балета и сюиты из него, нотоиздатель М. Беляев (1836-1903) выпустил для любителей помузицировать четырёхручное переложение и ещё ряд номеров в легком переложении для фортепиано.
В представляемом сборнике помещено «Адажио» из балета «Раймонда». Скрипка в балете – спутница героини. «… словно бы не спеша, расправляет свои лепестки один из прекраснейших цветов сада русской мелодики – тема Большого адажио, порученная басовой струне солирующей скрипки…».
«Полнотой лирического чувства проникнута музыка адажио – чувства Раймонды, отданного жениху, всеми помыслами стремящаяся к нему. Петипа, в соответствии с музыкой, посвятил танцевальный эпизод героине, а не герою». Это адажио и сегодня в репертуаре музыкантов.
Следующим в сборнике помещен ор. 52 «Марионетки» А. Глазунова из балетной сюиты. Специалисты считают, что произведение, «в известной мере явилась подготовкой к созданию Глазуновым его замечательных балетных партитур во второй половине 90-х годов». Балетная сюита, состоящая из восьми небольших оркестровых пьес преимущественно жанрово-танцевального характера.
Музыканты особенно отмечают привлекательность II части «Marionettes» с «их милой изящной шутливостью и некоторой игрушечностью образов».
Творчество Александра Константиновича Глазунова ещё в 1922 г. так оценил А. В. Луначарский: «Есть у нас Глинка, есть у нас Глазунов, родники необычайно счастливой музыки, какие-то голубые озёра холодной душистой воды, окунувшись в которую, выходишь как из объятий сказочной живой воды…».
Представляемый сборник содержит также сочинение композитора, дирижёра, педагога, музыкально-общественного деятеля Анатолия Константиновича Лядова (1855-1914), друга и единомышленника А.К. Глазунова.
«Nenie» (скорбная песнь) (соч. 67) А. Лядова сочинена в сфере симфонической музыки, связанной с образами М. Метерлинка (1862-1949). По словам Б. Асафьева «композитор приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба». «Nenie» (скорбная песнь) написана в 1914, став последним произведением А. К. Лядова.
Составители нотного сборника соединили в нем сочинения композиторов разных поколений, но современников. Если Глазунов и Лядов были близки во взглядах на музыку, то к сочинениям А. Скрябина А. К. Глазунов относился критически, оценивая его исполнительское искусство, отмечал диссонирующие звуки, «судорожные ритмы».
Об Александре Николаевиче Скрябине (1872-1915) композитор Н. Я. Мясковский (1881-1950) говорил: «Скрябин – гениальный искатель новых путей. Он открывает перед нами такие высоты духовного просветления, что вырастают в наших глазах до явления всемирной значимости». Поэтому включение в сборник переложения для скрипки с фортепиано прелюдии для большого оркестра «Мечты» (соч. 24, 1898 г.) А. Скрябина дает возможность исполнителям ознакомиться с опусами композиторов разных направлений в музыке.
<Список использованной литературы: