Кшенек, Э. Времена года [Ноты] : op. 35 : для смешанного хора без сопровождения = DieJahreszeiten : vierkleine a cappella - chöre / Э. Кшенек ; авт. сл. И. Гельдерлин ; рус. текст М. Комарицкий ; авт. вступ. ст. Б. Куликов. - Москва : Музыка, 1968. - 22, [1] с. ; 30 см. - (Хоровые произведения).
23 августа 2015 года исполнилось 115 лет со дня рождения австрийского и американского композитора, музыковеда, музыкального критика, педагога Эрнста Кшенека (Кренек, Krenek; 1900-1991), автора 40 опер, оперетт, балетов, симфоний, оркестровых пьес для различных составов, увертюр, фортепианных, скрипичных, виолончельных концертов, концертов для ансамблей сольных инструментов и оркестра, камерной музыки, вокальных и хоровых произведений, ряда музыкально-литературных работ и исследований.
Комические оперы Э. Кшенека «Прыжок через тень» и «Джонни наигрывает» видел и советский зритель. Первая была поставлена в 1927 г. в Ленинграде на сцене Малого оперного театра, вторая – в 1928 г. в ленинградском Малом оперном театре и в 1929 г. в Московском музыкальном театре им. Вл. И. Немировича-Данченко. Музыковеды отмечали, что композитор в этих произведениях использовал элементы джаза и атональной музыки, ревю и коллаж.
В 30-е годы Кшенек начал применять метод додекафонии (техника музыкальной композиции, использующей серии из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов»).
Известно исследование «К физиогномике Кшенека» немецкого философа, социолога, композитора и теоретика музыки, представителя Франкфуртской критической школы Теодора Людвига Визенгрунда Адорно (1903-1969), написанное в 1957/58 гг. Он пишет, что «Кшенек очень своеобразно принял двенадцатизвуковую технику. Для него её функцией было восстановление фантастической грёзы его юности; одновременно он стремился пронизать её конструкцией, в которой устранена логика музыкальной традиции…».
В составе коллекции книг заслуженного деятеля искусств России, калининградского композитора, музыковеда, фольклориста, критика, члена Союза композиторов СССР, России Николая Леонидовича Луганского (1937-2005) имеется нотный цикл Эрнста Кшенека «Времена года» (ор. 35) для смешанного хора без сопровождения на стихи немецкого поэта-романтика И. Гёльдерлина (1770-1843) с параллельным русским текстом М. Комарицкого. Произведение написано в 1925 г.
Представляемые ноты, изданы в Москве в 1968 г. издательством «Музыка» в серии «Хоровая музыка зарубежных композиторов ХХ века» параллельно на двух языках – русском и немецком.
В предисловии к сборнику музыковед Б. Кулаков пишет о Кшенеке, что «творческий облик этого большого мастера, художника яркого таланта и глубокого интеллекта весьма не прост: композитору свойственны многие типические черты представителей …музыкальной культуры Запада… Стилистическая эволюция его музыки отличается и пестротой, и сложной изменчивостью: от трогательной романтики до крайностей конструктивизма; от песенности и джаза до двенадцатитоновой техники».
Цикл «Времена года» специалистом отнесен к лучшим образцам лирики композитора. «Богатый образный мир сочинения, трепетность интонаций, шубертовская мягкость и гибкость мелодического рисунка, виртуозная техника голосоведения, утонченность фактуры, пластичность
гармонии, цельность и одухотворенность звучания – все это говорит о том, что перед нами интереснейшее произведение современной хоровой музыки».
Сегодня, в 21 веке, произведения Э. Кшенека исполняются российскими музыкантами, подтверждая интерес к музыке композитора.
Список использованной литературы: