Булгаков М.А. Мастер и Маргарита

Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита : с двумястами пятьюдесятью шестью рисунками Г.А.В. Траугот / М. А. Булгаков ; худож. А. Г. Траугот, В. Г. Траугот ; авт. ст. Э. Д. Кузнецов, М. О. Чудакова ; коммент. Г. А. Лесскис. - Санкт-Петербург : Вита Нова, 2005. - 670 с. : цв. ил.


15 мая 2016 года исполнилось 125 лет со дня рождения писателя, драматурга, театрального режиссёра и актёра, автора повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940).

Михаил Афанасьевич Булгаков

Фонд редких книг располагает несколькими изданиями романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Все они проиллюстрированы известными художниками.

Представляем одну из книг. Роман, выпущенный изданием «Вита Нова» в Санкт-Петербурге, проиллюстрирован двумястами пятьюдесятью шестью рисунками Г. А. В. Траугот.

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. СПб.: Вита Нова, 2005

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. СПб.: Вита Нова, 2005

Искусствовед Кузнецов Э. Д. в своей статье к роману пишет, что иллюстрации исполнены братьями Траугот: Александром Георгиевичем (1931) и Валерием Георгиевичем (1936). Первый учился в Средней художественной школе при Академии художеств, второй – в Высшей художественно-промышленном училище имени В. Мухиной. Но главным в их профессиональном становлении было и останется то, что они – художники потомственные, и по отцу, и по матери.

Примечательно, что их иллюстрации неизменно подписаны тремя инициалами: третий принадлежит отцу, с которыми они делали свои первые шаги. Георгий Николаевич умер более сорока лет тому назад, а инициал остался.

Братья дебютировали и приобрели известность как интерпретаторы сказок для детей. Среди авторов любимый сказочник Х.-К. Андерсен, а также Я. и В. Гримм, В. Гауф, Ш. Перро. Однако тематические интересы и возможности художников оказались гораздо шире. Книги, проиллюстрированные ими за многие годы неустанного труда, могли бы составить целую библиотеку – от античности до наших дней.

Исследователь считает, что братьям Траугот «по душе литература, в которой преобладают контрасты добра и зла, возвышенного и приземленного, идеального и гротескного, которой присуща эмоциональная насыщенность, атмосфера таинственности или пафоса». Мироощущение романтизма созвучно им вместе с мироощущением родственных ему барокко и символизма.

Кузнецов полагает, что для иллюстрирования романа М.А. Булгакова «Матер и Маргарита» исключительно труден. Его населяют более пятисот персонажей. «Его пронизывают и скрепляют бесчисленные переклички образов и ситуаций, как бы отражающих или пародирующих друг друга в своем раздельном существовании. Наконец, он одновременно целен и разнороден – составлен из двух независимых частей, из «Евангелия от Воланда» и повествования о событиях в Москве, причем это второе посвящено сразу двум разным мирам – ирреальному и как бы реальному, которые то и дело сталкиваются, но никогда не сливаются».

Разнородность романа потребовала от художников формальный прием изобразительности, укрепляющий единство зрительного ряда. Таким приемом оказалось рисование на черном фоне.

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. СПб.: Вита Нова, 2005 Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. СПб.: Вита Нова, 2005

Предполагается, что всепроникающая чернота – один из настойчивых и чрезвычайно важных мотивов романа: «тьма, пришедшая со Средиземного моря и накрывшая Ершалаим, дымное черное варево, пришедшее с запада и поглотившее Москву, непроглядная ночь, сквозь которую несется Маргарита, мистический мрак ведомства Воланда («князь тьмы») и, если угодно, беспросветность самого того булгаковского, времени. Наконец, это своего рода знак романтической стихии».

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. СПб.: Вита Нова, 2005 Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. СПб.: Вита Нова, 2005

Черный фон с изображением, которое нанесено на него тонким белым штрихом и расцвечено мягкими пятнами пастели, создает зрелище красивое и эффектное; «признаемся, что и роман непривычно (для серьезной литературы) эффектен, порой дерзко приближаясь к опасной границе вкуса и никогда не переступая ее. К тому же белый штрих на черном, в отличие от более привычного черного на белом, способен придавать всему изображаемому призрачность».

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. СПб.: Вита Нова, 2005

Изображения, «кажутся фантасмагоричным. Персонажи то и дело как бы раздваиваются, представая одновременно в разных поворотах или фазах движения, сквозь одну фигуру или предмет просвечивают другие…».

С книгой следует познакомиться и восхититься иллюстрациями.

Список использованной литературы:

  1. Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита : с двумястами пятьюдесятью шестью рисунками Г.А.В. Траугот / М. А. Булгаков ; худож. А. Г. Траугот, В. Г. Траугот ; авт. ст. Э. Д. Кузнецов, М. О. Чудакова ; коммент. Г. А. Лесскис. - Санкт-Петербург : Вита Нова, 2005. - 670 с. : цв. ил.

Возврат к списку