Луговской В.А. Стихи

Луговской, В А. Стихи / В. А. Луговской ; ред. В. М. Инбер [и др.]. - Москва : Художественная литература, 1964. - 287 с. : 1 вкл. л. портр. авт. (фронтисп.). - (Библиотека советской поэзии).


4 июля 2016 года исполнилось 115 лет со дня рождения замечательного русского советского поэта Владимира Александровича Луговского (1901-1957).

Владимир Александрович Луговской

Фонд редких книг владеет сборником стихотворений В.А. Луговского, выпущенного в Москве в серии «Библиотека советской поэзии» издательством «Художественная литература» в 1964 г. Издания этой серии выпущены в малом формате – 13х7,5 см.

В редакционной коллегии серии были известные советские поэты В.М. Инбер, В.О. Перцев, А.А. Прокофьев, М.Ф. Рыльский, А.Т. Твардовский. Серия имеет свою эмблему, которая и размещена в издании.

Библиотека советской поэзии

Луговской В.А. Стихи Луговской В.А. Стихи

Следует обратить внимание, что в сборнике стихов В.А. Луговского в качестве предисловия помещена автобиография поэта, написанная в 1956 г., за год до его ухода из жизни. Чтобы понять поэзию мастера должно узнать его жизненный путь.

Владимир Александрович Луговской родился в Москве в семье учителя русской литературы Первой московской мужской гимназии. Отец, Александр Федорович, был широкообразованным человеком, не только литературоведом, но и историком и археологом, знатоком живописи, скульптуры, архитектуры, и особенно русской старины. Он был членом Московского общества любителей старины и искусства. Матушка, Ольга Михайловна, в молодости была певицей, потом преподавала пение.

Детские годы будущего поэта прошли на Пресне и на Арбате. В доме родителей постоянно бывали известные люди. Например, поэт В. Брюсов, историки В.О. Ключевский и Б.А. Тураев. В семье Луговских всегда царил покой, добросердечие, взаимопонимание, и жизнь протекала среди книг, музыки, старинных гравюр и редких предметов прикладного искусства. Тепло Владимир Александрович вспоминает и о своей няне Екатерине Кузминичне Подшибякиной. Ей он был обязан «бесконечными сказками и рассказами, поверьями» и фантастикой.

Владимир Александрович отмечает, что ярким впечатлением детских лет стали события 1905 г. Учиться мальчик начал в той же Первой московской мужской гимназии, где его отец уже был инспектором. Луговской пишет: «Почему-то я с детства пристрастился к морскому делу, читал не только книги и романы о путешествиях и морских сражениях, но и специальные мореходные книги, вырезал картинки и собирал альбомы морских кораблей. И таким же увлекательным был мой мальчишеский жадный интерес ко всему, что касалось Средней Азии… Я подолгу застаивался перед картинами Верещагина и хорошо знал картину хребтов и дорог великих азиатских просторов».

Читал молодой человек «запоем, без толку, сумбурно, бросаясь от одной темы к другой… О стихах я тогда не думала, хотя вокруг всё кипело стихами». Особенно для Владимира Александровича «загадочным и чудесным были…писчебумажные магазины», в которых он находился часами, «принюхиваясь к запахам, перебирая тетради, карандаши, альбомы, краски».

Потом случилась Первая мировая война. После уроков юноша работал в госпитале. Затем пришла и ушла февральская революция, грянул Октябрь – великий поворот для всего поколения. Владимир Александрович вспоминал: «Октябрь повернул и перевернул все мои мысли, заставил почти задохнуться ветром времени, и с тех пор слово "ветер" в моих стихах стало для меня синонимом революции, вечным движением вперед, неуспокоенности, бодрой и радостной силы».

Отец Владимира Александровича сразу же пошел работать в Наркомпрос, а он досрочно окончив гимназию, поступил в 1-й Московский университет, но очень скоро уехал в Полевой контроль Западного фронта. Через некоторое время заболел сыпным тифом и вынужден был вернуться в Москву. Работал младшим следователем в Московском угрозыске.

В 1919 г. поступил в Главную школу Всеобуча, окончил ее и перешел в Военно-педагогический институт. «Вот тут и вырвались стихи, столь долго сдерживаемые. Писал я и днем и ночью. Читал свои стихи Брюсову, Бальмонту, тогда ещё не ушедшему в эмиграцию. Тут началась моя дружба с Всеволодом Пудовкиным и наше общее увлечение Маяковским. Вокруг всё бурлило, зарождались новые течения в литературе и искусстве… Ставили «левые» спектакли, выпускали машинописные сборники стихов, спорили до утра и вообще жили напряженной творческой жизнью». После окончания института В. А. Луговской опять попадает на Западный фронт.

В конце 1921 г. поступает на службу в Кремль. Сначала в Управление делами Кремля, затем в военную школу ВЦИК.

Ранние стихи Луговского были напечатаны в 1924 г. в журнале «Новый мир». Первая книга – «Сполохи» - вышла в 1926 г. в издательстве «Узел». Затем – книги стихов «Мускул» и «Страдания моих друзей». В это время он подружился с поэтами Павлом Антокольским и Ильей Сельвинским.

Владимир Александрович Луговской

В.А. Луговской считает, что большим этапом в его литературной жизни явилась длительная поездка по рудникам и фабрикам Урала и Ростовской области. Он задумывается о роли и задаче поэта в советском обществе. Вскоре поэт близко знакомится с В.В. Маяковским и вслед за ним в феврале 1930 г. вступает в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП).

Весной 1930 г. В.А. Луговской в составе Туркменской бригады писателей выезжает в Среднюю Азию. Это пора строительства колхозов, пора обострения классовой борьбы в деревне… Луговской вспоминал: «Пришлось ему побывать и в пустыне и на границе, в горах Копет-Дага, проплыть по Аму-Дарье…, героика колхозных будней Туркмении, тысячи лиц, море красок навсегда остались в памяти и определили целый этап в моем творчестве – эпопею «Пустыня и весна», которую я, то отходя от этой книги, то снова возвращаясь к ней, писал в продолжение почти четверти века».

По возвращении из Туркмении Луговской отправляется в качестве корреспондента «Красной звезды» с эскадрой Черноморского флота в Турцию, Грецию и Италию. В результате им была написана книга стихов «Европа».

В это же время В. Луговской с группой писателей во главе с В. Вигевским создают Литературное объединение Красной Армии и флота (ЛОКАФ) и журнал Локаф – впоследствии журнал «Знамя». Работает в редакции журнала, ведет творческие семинары в Литинституте. Многочисленные его ученики, включая К. Симонова, уважительно и ласково называли его «дядя Володя», хотя тогда ему ещё не было сорока лет. Впоследствии В.А. Луговской выступил с инициативой об издании литературного журнала «Москва», который существует и сегодня.

Весной 1931 г. поэт отправляется на ликвидацию басмачества в Среднюю Азию. Несколько месяцев он находится в рядах пограничных войск и принимает участие в операциях на территории Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. Рождается вторая книга «Пустыни и весны». В его творчество входит тема границы и пограничников. В 1955 г. эта многолетняя творческая работа была отмечена медалью «За отличие в охране государственных границ СССР».

В 1931 г. Луговской знакомится с А.М. Горьким, который, как пишет поэт, «заботливо следил за моим творчеством, давая очень много, удивительно верных и весьма суровых поправок к стихам».

Выходит книга «Жизнь», состоящая из ряда автобиографических поэм философской направленности. Смысл ее – столкновения человека с невероятным многообразием действительности, творческая победа человека над огромным, то зловещим, то радостным миром.

В 1933 г. В.А. Луговской находится в поездке с группой писателей по Дагестану, в 1935-1936 гг. – большое путешествие по Западной Европе: Польша, Чехословакия, Австрия, Швейцария, Великобритания, Германия и Франция.

В 1934 г. В.А. Луговской становится членом Союза писателей СССР.

В это время он пишет маленькие поэмы: «Комиссар Усов», «Кухарка Даша», «Дорога» и др.

В 1937 г. Луговской оказался в опале. Президиум правления Союза писателей признал его стихотворения «Жестокое пробуждение», «Повесть» и «Дорога» «политически вредными». Поэт вынужден был принести публичное покаяние. Публикации были затруднены.

В.А. Луговской решает посетить Север страны, живет в Севастополе и в Крыму. Пишет лирические стихи.

Для кинофильма «Александр Невский» по сценарию П.А. Павленко Владимир Александрович пишет ряд песен и среди них гимн «Вставайте люди русские». В годы Великой Отечественной войны вместе с режиссёром С. Эйзенштейном он работал над текстом сценария «Иван Грозный» и пишет стихи для этого фильма.

В послевоенное время В.А. Луговской снова посещает Среднюю Азию, объезжает границы страны.

Поэт вспоминал: «1956 год был для меня особенно плодотворным. Весна этого года налетела на меня целым вихрем образов, воспоминаний, ассоциаций. Казалось, вся жизнь, с дружбой и любовью, с разлукой и смертью друзей, с вечной радостью за свою родную природу, заново прошла перед глазами». Он много работает. В результате появилась книга «Солнцеворот», вышедшая в 1956 году. Луговской назвал книгу «единого дыхания». Издание составили двадцать пять поэм и вступление. Она написана белым стихом с применением некоторых новых на то время поэтических приемов. Эту книгу поэт считал своим самым крупным произведением.

Последними в жизни В.А. Луговского стали книги «Синяя весна», «Середина века», где, как считает поэт Е. Евтушенко, раскрылись бездна не известных никому возможностей поэта и был «добрейшим, гостеприимнейшим воспитателем молодых поэтов». В этих поэмах прослеживается тревога за судьбы мира, за судьбы «человеческой культуры, утверждается мысль об ответственности каждого за происходящее на земле».

Луговской В.А. Середина века

Умер поэт 5 июня 1957 г. в Ялте. Похоронен он в Москве на Новодевичьем кладбище. По некоторым данным сердце В.А. Луговского осталось в Ялте, в скале, носящей имя советского поэта. В 1960 г. на ее склоне было установлено барельефное изображение Луговского. Однако сегодня табличка утрачена. В Ялте есть улица имени В.А. Луговского.

Литературоведы считают, что эмблемой Луговского была «Песня о ветре». «Слово „ветер“ в моих стихах, - писал поэт, - стало для меня синонимом революции, вечного движения вперед, бодрой радости и силы». Были очень популярны и его стихи «Курсантская венгерка», «На переговорной», «Листопад», «Та, которую я знал».

Исследователи творчества поэта считают, что В.А. Луговской «хорош именно по совокупности своих произведений, богатству интонаций, разнообразию сюжетов, переходам чувств – и все это вопреки некоторому однообразию стихотворной техники».

Список использованной литературы:

  1. Луговской, В А. Стихи / В. А. Луговской ; ред. В. М. Инбер [и др.]. - Москва : Художественная литература, 1964. - 287 с. : 1 вкл. л. портр. авт. ( фронтисп.). - (Библиотека советской поэзии).
  2. Никитин, Г. Веселая дерзость ума // Встреча. – 2001. - № 5. – С. 40-43 : портр.
  3. Шерешевский, Л. «Возьми меня в переделку…» // Знамя. – 2006. - № 5. – С. 148-151.
  4. Фаликов, И. Улица Луговского // Новый мир. – 2011. - № 11. – С. 153-155.


Возврат к списку