Лист Ф. Сонет Петрарки (№123) [Ноты] : годы странствий. Год II. Италия

Лист, Ф. Сонет Петрарки (№123) [Ноты] : годы странствий. Год II. Италия / Ф. Лист. - 4-е изд. - Москва : Государственное музыкальное издательство, 1931. - 6 с. - (Сочинения для фортепиано).


22 октября 2017 года исполнилось 205 лет со дня рождения венгерского композитора, виртуоза фортепианной игры Ференца Листа (1811-1886).

Ференц Лист

Всего сочинений у Ф. Листа насчитывается 647, в том числе 63 произведения для оркестра, опера «Дон Санчо, или Замок любви», оратории и мессы, около 300 произведений для фортепиано.

Среди обширного фортепианного наследия Ференца Листа «Сонеты Петрарки» занимают особое место. Без малого два столетия они входят в золотой репертуар исполнителей и пользуются неизменным успехом у слушателей: «Безжалостное ко многим творениям время оказалось бессильно перед оригинальностью замысла, свежестью искреннего чувства, изысканностью и красотой гармоничного языка пьес, явившихся откликом венгерского мастера на лирические откровения итальянского поэта эпохи Возрождения Франческо Петрарки».


Ф. Петрарка. Сонет 123:
Я лицезрел небесную печаль,
Грусть: ангела в единственном явленье.
То сон ли был? Но ангела мне жаль.
Иль облак чар? Но сладко умиленье.

Затмили слёзы двух светил хрусталь,
Светлейший солнца. Кротких уст моленье,
Что вал сковать могло б и сдвинуть даль, -
Изнемогло, истаяло в томленье.

Всё – добродетель, мудрость, нежность, боль –
В единую гармонию сомкнулось,
Какой земля не видела дотоль.

И ближе небо, внемля ей, нагнулось;
И воздух был разнежен ею столь,
Что ни листка в ветвях не шелохнулось.
Перевод Вяч. Иванова


«Сонеты» появились на свет в счастливый и плодотворный период жизни Листа. Начиная с 1834 г. в течение пяти лет музыкант большую часть времени проводил в Швейцарии и Италии, лишь изредка возвращаясь в Париж. Лист получил множество сильных и ярких впечатлений, его эстетические горизонты расширились. Он окончательно сформировался как художник. Композитор знал итальянский язык, восхищался его музыкальностью. Он в подлиннике знакомился с поэзией Данте, Петрарки, Тассо, чьи творения получили музыкальное воплощение, органически слившееся с первоисточником.

Главенствующей творческой идеей Ф. Листа было обновление музыки, её внутреннюю связь с другими видами искусств. Одной из форм музыкального воплощения этой идеи стало создание больших циклов пьес под названием «Годы странствий», над которыми композитор работал сорок лет, окончательно завершив объёмный труд в конце жизненного пути.

«Сонет Петрарки» (№ 123) вошел во второй цикл «Италия». Фонд редких книг владеет этим сочинением для фортепиано Ф. Листа, изданного в Москве в 1931 г.

Лист Ф. Сонет Петрарки (№123) [Ноты] : годы странствий. Год II. Италия

Лист Ф. Сонет Петрарки (№123) [Ноты] : годы странствий. Год II. Италия

Музыковеды считают, что Сонет № 123, пожалуй, наиболее совершенен. В нем, как они считают, переданы тончайшие оттенки человеческих чувств. «Сфера идеального, небесного, бесплотного, получившая здесь такое убедительное истолкование, будет осмысляться и развиваться Листом в его последующих опусах». Круг эмоций в «Сонете» не исчерпывается светлой созерцательностью. Моменты сосредоточенности и отрешенности чередуются со вспышками живого человеческого чувства. Музыка как нельзя лучше соответствует поэтической задаче. .

«Сонеты Петрарки» - блестящий образец нового романтического фортепианного стиля – интересны и в художественном, и в пианистическом отношении. То, что Петрарке удалось выразить в слове, Ф. Лист воплотил в звуке.

Сонеты явились обработкой вокальных сочинений, созданных композитором около 1839 г.

В 1842 г. Ференц Лист концертировал по Европе – Германия, Россия, Франция, Бельгия, Голландия.

8 марта 1842 г. Лист проехал Мариенбург, затем несколько дней концертировал в Кёнигсберге и как знать, возможно, исполнял свои новые сочинения, в том числе и «Три сонета Петрарки». 14 марта филологическим факультетом Кёнигсбергского университета композитору была присвоена ученая степень доктора музыки. Через два дня Ф. Лист пересек русскую границу и через Митаву (ныне Елгава), Ригу и Дерпт (ныне Тарту) – во всех этих городах давал концерты – проследовал в Петербург.

Список использованной литературы:

  1. Хорева, Н. Г. Ф. Лист "Сонет Петрарки 123" / Н. Хорева. - Санкт-Петербург : Композитор, 2009. - 28, [2] с. : муз. пр. - (Мастер-класс на дому).
  2. Мильштейн, Я. И. Ференц Лист : [монография] / Я. И. Мильштейн. - 3-е изд. - Москва : Музыка, 1999. - 653 с. : ноты, ил. - Библиогр. в примеч.: с. 540-626. - Библиогр.: с. 627-652 (910 назв.)

Возврат к списку