Карамзин Н.М. Бедная Лиза

Карамзин, Н.М. Бедная Лиза / Н. М. Карамзин ; худож. М. В. Добужинский ; авт. предисл. Г. И. Чугунов. - Факс. изд. - [Б. м.] : Изокомбинат "Художник РСФСР", 1989. - 48 с. : цв. ил. - (в суперобл.)


1 декабря 2016 года исполнилось 250 лет со дня рождения историка, русского литератора Николая Михайловича Карамзина (1766-1826) и 220 лет с года первого отдельного издания повести «Бедная Лиза».

Тропинин В. А. Портрет Н.М. Карамзина. 1818

Фонд редких книг в своем собрании имеет факсимильное издание повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 1921 года издания, рисунки в котором выполнены художником Мстиславом Валериановичем Добужинским (1875-1957).

Факсимильное издание повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 1921 года издания. Иллюстрации М.В. Добужинского

Николай Михайлович Карамзин написал «Бедную Лизу» в 1792 г. Отдельным изданием повесть вышла в 1796 г., став образцом русской сентиментальной литературы. С этих пор Н. М. Карамзина стали называть «основоположником русского сентиментализма».

Считается, что ко времени появления иллюстраций к «Бедной Лизе» Мстислав Валерианович Добужинский уже привык пользоваться славой одного из наиболее замечательных мастеров отечественной книжной графики. Исследователи творчества М. В. Добужинского полагают, что в этой повести художника привлекла именно сентиментальность – черта патриархального образа жизни, которая была близка детству и юности художника.

С течением времени сентиментальность стала весьма существенной гранью творческого облика Добужинского. Знатоки книжных иллюстраций считают, что художник, как правило, отбирал мотивы, в которых той или иной мере присутствует акцент сентиментальности.

С самого начала деятельности М. В. Добужинского в русской книжной графики сложилось так, что его работа в книге ограничивалась исполнением обложек, титульных листов, виньеток, то есть элементов так называемой оформительской графики. В те годы не было книжной иллюстрации. Не было единства текста и рисунков, не было стилевой близости изобразительного строя иллюстраций и литературного языка произведения. Графический цикл к «Бедной Лизе» явился для Добужинского первой серьезной попыткой отойти от оформительских принципов и выработать принципы иллюстративной книжной графики. Литературоведы считают, что даже «при той душевной близости, которую испытывал художник к повести Карамзина, то была нелегкая задача».

Факсимильное издание повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 1921 года издания. Иллюстрации М.В. Добужинского

По пути её решения художник начал с организации всех графических элементов в единый ансамбль. Он выстроил достаточно стройную композицию: обертка, обложка, марка, авантитул, фронтиспис, титульный лист, текст начинается с рисованной буквицы и предваряется заставкой, затем идут четыре полосные иллюстрации, заканчивается всё концовкой.

Заставка, иллюстрации и концовка составляют цикл, связанный с конкретными местами повести. Например, на авантитуле изображен лук Амура, который пересекает крест-накрест стрела и букетик полевых цветов, напоминающий тот, который купил Эраст у Лизы.

Факсимильное издание повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 1921 года издания. Иллюстрации М.В. Добужинского

По такому же принципу решена и обложка, где доминирует рисунок сердца, в которое заключено название повести.

Факсимильное издание повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 1921 года издания. Иллюстрации М.В. Добужинского

Заставка окаймлена снизу крыльями, между которыми помещено сердце.

Факсимильное издание повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 1921 года издания. Иллюстрации М.В. Добужинского

В концовке – черные крылья и песочные часы, в которых вышло время.

Факсимильное издание повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 1921 года издания. Иллюстрации М.В. Добужинского

В нижней части каждой иллюстрации имеется оформительская графика, образующая самостоятельную независимую композицию с гирляндами и голубками, причем в рисунке этих голубков, в сущности, повторяется смысль иллюстрации.

Особенно хороши, по мнению специалистов, рисунки к первой половине карамзинского текста, где ещё ничто не предвещает трагического исхода.

М. В. Добужинскому «удалось правдоподобно показать уличную Москву того времени, разместив на иллюстрации характерные типы города. Здесь и конный всадник, и карета четверней, и разносчик булок с лотком на голове, и фонарщик, и точильщик и даже играющие собаки. Это легкий прозрачный рисунок, в котором много белого, рождающий ощущение чистоты чувства».

Факсимильное издание повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 1921 года издания. Иллюстрации М.В. Добужинского

Факсимильное издание повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 1921 года издания. Иллюстрации М.В. Добужинского

В иллюстрации «Свидание» образ иной. «Несмотря на счастливый сюжетику эмоционального состояния листа противоречиво; солнечным лучам столь энергично и весело расходящимся по небу, противостоит изогнутый ствол корявой березы, нависшей над молодыми людьми. Черный сарафан Лизы, черная треуголка и трость Эраста, брошенные на траву, как бы влекут героиню к обрыву, предрекая её судьбу».

Факсимильное издание повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 1921 года издания. Иллюстрации М.В. Добужинского

Факсимильное издание повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 1921 года издания. Иллюстрации М.В. Добужинского

М. В. Добужинский стремился объединить графику книги с текстом повести стилистически, что выразилось и в оформлении: наряду с обложкой, художник одел книгу в обертку, столь характерную для изданий XVIII века.

Как пишет Добужинский в своем дневнике, иллюстрации к «Бедной Лизе» были созданы им чрезвычайно быстро: 14 сентября начал работу, а 19 сентября окончил её. Кроме того, в первый же день он исполнил и марку издательства «Аквилон» - одно из лучших произведений этого жанра в русском искусстве, как считают специалисты.

Марка издательства «Аквилон» работы М.В. Добужинского

Частное издательство «Аквилон» работало в Петрограде с сентября 1921 г. по 1 ноября 1924 г. Руководителем и организатором его был искусствовед Ф. Ф. Нотгафт (1896-1942). Издательство выпускало иллюстрированные издания русских классиков, серию книг «Беседы по прикладному искусству», альбомы гравюр. Всего было издано около 25 книг, отличающихся высоким полиграфическим качеством. «Бедная Лиза» стала первым изданием, выпущенным «Аквилоном», занявшим весьма значительное место в создании иллюстративной книги 20-х годов.

Повесть «Бедная Лиза» вышла в количестве одной тысячи экземпляров. Из них 50 экземпляров именных и 50 раскрашенных от руки. Остальные пронумерованы от 1 до 900.

На дополнительных листах размещено посвящение Е. О. Добужинской, жене художника, и рукописная надпись

Посвящение Е. О. Добужинской

«Время создания иллюстраций к «Бедной Лизе» - это время необыкновенного расцвета книжной графики. М. В. Добужинский был одним из тех, чье творчество подготовило этот бурный подъем, захвативший в свою очередь и самого художника. Его искусство в это время развивалось в общем русле отечественной графики, олицетворяя часто лучшие её достижения. К ним принадлежит и „Бедная Лиза“».

Список использованной литературы:

  1. Карамзин, Н.М. Бедная Лиза / Н. М. Карамзин ; худож. М. В. Добужинский ; авт. предисл. Г. И. Чугунов. - Факс. изд. - [Б. м.] : Изокомбинат "Художник РСФСР", 1989. - 48 с. : цв. ил. - (в суперобл.)


Возврат к списку