Шпаликов Г.Ф. Стихи. Песни. Сценарии. Роман. Рассказы. Наброски. Дневники. Письма

Шпаликов, Г. Ф. Стихи. Песни. Сценарии. Роман. Рассказы. Наброски. Дневники. Письма [Текст] / Г. Ф. Шпаликов ; сост. Л. Быков ; худ.: В. Брагин, А. Мохин. - Екатеринбург : У-Фактория, 1998. - 654 с. : ил., портр. - (Зеркало. 20 век).


6 сентября 2017 года исполнилось 80 лет со дня рождения советского киносценариста, режиссёра, поэта Геннадия Федоровича Шпаликова (1937-1974).

Геннадий Федорович Шпаликов

Геннадий Федорович Шпаликов родился 6 сентября 1937 г. в городе Сегежа, в Карелии. Отец, Федор Григорьевич, был военным инженером и в тот период строил Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат. В 1939 г., после завершения строительства, семья Шпаликовых переехала в Москву. Во время войны мать с сыном были эвакуированы под город Фрунзе. В 1944 г. отец погиб в Польше, по другим данным пропал без вести в конце войны в Германии. В 1945 г. Геннадий поступил учиться в московскую школу, но через год как сын, погибшего на фронте офицера был направлен в Киевское суворовское училище. Окончив его в 1955 г., был направлен учиться в Московское Краснознаменное училище им. Верховного Совета РСФСР. Через год на батальонных учениях повредил ногу и по состоянию здоровья был комиссован из армии. В 1956 г. поступил на сценарный факультет ВГИКа, который окончил в 1961 г.

Стихи Г. Шпаликов начал писать ещё в Киевском Суворовском военном училище.

В 1964 г. по его сценарию вышел фильм «Я шагаю по Москве», ставший явлением в кинематографе шестидесятых годов. Геннадий Шпаликов приобретает громкую известность как сценарист. В 1965 г. выходит ещё один знаковый фильм по его сценарию «Застава Ильича» под измененным после хрущевского скандала названием «Мне двадцать лет». В том же году его друг Виктор Туров ставит «Я родом из детства». Фильмы по сценариям Шпаликова снимают ведущие режиссеры Советского Союза: Г. Данелия, М. Хуциев, Ю. Файт, Л. Шепитько, С. Урусевский.

В 1966 г. Геннадий Шпаликов снял свой первый и единственный фильм по собственному сценарию «Долгая счастливая жизнь», который получил премию на фестивале авторского кино в Бергамо (Италия).

Специалисты считают, что в начале семидесятых, с концом «оттепели», Г. Шпаликов «явно не вписался в атмосферу застоя и приспособленчества». 1 ноября 1974 г. он покончил с собой в Доме творчества в Переделкино, навечно оставшись молодым символом шестидесятников.

В фонде редких книг в коллекции И. И. Атамась имеется сборник Геннадия Федоровича Шпаликова «Стихи. Песни. Сценарии. Роман. Рассказы. Наброски. Дневники. Письма», вышедший Екатеринбурге в серии «Зеркало. ХХ век» в 1998 г.

Геннадий Федорович Шпаликов. Сборник стихов, песен

Предваряет сборник стихотворение Геннадия Шпаликова «Утро»:
Не верю ни в бога, ни в черта,
Ни в благо, ни в сатану,
А верю я безотчетно
В нелепую эту страну.

Она чем нелепей, тем ближе,
Она – то ли совесть, то ль бред,
Но вижу, я вижу, я вижу
Как будто бы автопортрет.

Жизнь и творчество Г. Ф. Шпаликова можно охарактеризовать выдержками из книги литературного критика В. Г. Бондаренко «Последние поэты империи».


***

«Он опередил свое поколение детей 1937 г. и нырнул в творчество в ту пору, когда в литературе ещё не господствовало ни ирония, ни игра, ни двойственность семидесятых. Он остался в хрущевском романтизме военного детства, которое его сформировало. Взрослым он становиться не пожелал, не захотел терять наивный, чистый взгляд на мир».

«Начало творчества Шпаликова соединилось с концом сталинской эпохи, с атмосферой большой открытости и раскованности, с новым стилем шестидесятников…

По сценариям Шпаликова были поставлены фильмы «Мне двадцать лет» и «Я шагаю по Москве», ставшие известными. Тогда же страна запела незатейливые шпаликовские песенки «Пароход белый-беленький» и «Я шагаю по Москве». Эти стихи и песни были написаны совсем молодым Геннадием Шпаликовым для таких же молодых, влюбленных, радостных, возвышенных и истово верящих ещё в идеалы парней и девчат. Они стали знаком времени, его надежд и пристрастий».


***

«Геннадий Шпаликов рождался как писатель в радостном крике, и крик был его опорой, его поэтическим стилем, закончил он тоже криком безнадежности и тупика».


***

«Он был подрывным реалистом, озаряющим небосклон на народном гулянии. Не случайно долгие годы его кумиром был Владимир Маяковский, ему он подражал в стихах и поступках в свои суворовские годы. Его повторил он и в последнем жизненном действии. Он с серебряной легкостью воплотился в кратком поэтическом миге – и остался в нем навсегда как воздушный памятник эпохе. Геннадий Шпаликов изначально мечтал, как всякий романтик, утвердить себя на веки, преодолеть кратность бытия…».


***

«Сценарии Шпаликова полны, казалось бы, мимолетных зарисовок, быстротечных деталей жизни, пейзажных этюдов. Но и из этих обыденных примет жизни он выбирает не угрюмые, не злые, не ожесточающие. Он сам, как легкий летний дождик, как ветерок, не ломающий деревья, озорно раздувающий юбки у смеющихся девушек, смахивающий шляпу с солидного чиновника, подгоняющий кораблик из бумаги, пущенный малышом в дальнее плавание по луже».


***

«Шпаликов был в России шестидесятых годов верным рыцарем поэтического кино».


***

«…в последние годы его жизни он уже не был востребован: поэтическое кино, романтические стихи – кончились, ушли вместе с эпохой Александра Грина и Антуана де Сент-Экзюпери. Такие как Геннадий Шпаликов, не подлежат переделке. Певцы одной пронзительной ноты, они уходят вместе со всеми героями, со всей эпохой».

Список использованной литературы:

  1. Шпаликов, Г. Ф. Стихи. Песни. Сценарии. Роман. Рассказы. Наброски. Дневники. Письма [Текст] / Г. Ф. Шпаликов ; сост. Л. Быков ; худ.: В. Брагин, А. Мохин. - Екатеринбург : У-Фактория, 1998. - 654 с. : ил., портр. - (Зеркало. 20 век).
  2. Бондаренко, В. Г. Последние поэты империи : очерки литературных судеб / В. Г. Бондаренко ; авт. коммент. Л. Калюжная. - Москва : Молодая гвардия, 2005. - 666, [2] с. : [16] л. ил., портр. - (Близкое прошлое. Библиотека мемуаров).

Возврат к списку