Пушкин А. С. Пиковая дама

Пушкин, А. C. Пиковая дама / иллюстрации А. Н. Бенуа. - факс. воспроизведение «Издания Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, СПб, 1911» - Ленинград : Изокомбинат "Художник РСФСР", 1979. - 69 с. : 15 вкл. л. - (в контейнере).

185 лет назад, в 1834 году была опубликована повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама», написанная болдинской осенью 1833 года.

Это одно из самых известных произведений писателя. Увлекательный сюжет, переплетение реальности и фантастики, точное описание нравов, карточная игра, столь модная в пушкинские времена, сделали повесть популярной среди современников.

Повесть долгие годы служит источником вдохновения для композиторов, режиссёров, художников. Широко известна опера П. И. Чайковского, «Пиковая дама» неоднократно ставилась на театральных подмостках и экранизировалась во многих странах, художники в разные годы работали над иллюстрациями к ней.

Среди лучших дореволюционных изданий «Пиковой дамы» выделяется издание 1911 года с иллюстрациями Александра Николаевича Бенуа.

Фонд редких книг располагает факсимильным воспроизведением этой книги.

Пиковая дама

Книгоиздание в России на рубеже XIX – XX веков не отличалось большим разнообразием, издания были либо слишком бедными, либо украшались произведениями изобразительного искусства, подчас без учёта содержания. Издатели не стремились сделать книгу художественным целым, объединяющим текст, шрифт, иллюстрации и т.д.

В первые годы XX века начался подъём отечественной полиграфии : были основаны крупные типографии, оснащённые передовым на тот период оборудованием, формировались новые художественные идеи, эстетика, формы, в том числе в области издательского дела.

Одним из таких инновационных издательств стало Акционерное художественно-книгоиздательское «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг». Оно было образовано в Петербурге в 1903 году. Главной его целью значилась «подготовка и выпуск изящных художественных изданий». Основная часть книжной продукции – художественные альбомы, издания художественной литературы (в основном русской классики). Книги печатались на лучших сортах бумаги, широко использовались переплёты с золотым тиснением, над иллюстрациями работали известные художники : А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, Е. Е. Лансере, Л. О. Пастернак и другие.

Как одно из лучших полиграфических предприятий России Товарищество было удостоено почётного звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Полиграфическая продукция Товарищества неоднократно награждалась на отечественных и зарубежных выставках.

В 1911 году в типографии Р. Р. Голике и А. И. Вильборга вышло издание знаменитой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Бенуа.

Александр Николаевич Бенуа – русский художник, историк искусства, критик. Один из основателей и идеологов художественного объединения «Мир искусства». Для художников этой группы было характерно увлечение книжной графикой.

В 1910 году в журнале «Искусство и печатное дело» А. Н. Бенуа опубликовал статью «Задачи графики», в которой сформулировал принципы книжного оформления и иллюстрации, которые получили в дальнейшем широкое развитие «Не надо забывать в украшении книги об её архитектуре. Мало придумать для неё заставной лист, виньетки и концовки. Гораздо важнее вопросы, так сказать, планового характера <...> Художник, занятый книгой, должен обратить свое внимание первым долгом <...> на основные требования красоты в книге: на выработку формата, на качество, поверхность и цвет бумаги, на размещение текста на странице, на распределение и соотношение заполненных и пустых пространств, на шрифт, на пагинацию, на обрез, брошюровку и т. д.».

Сформулированные принципы А. Бенуа попытался воплотить в работе над иллюстрациями к «Пиковой даме А. С. Пушкина.

Впервые художник обратился к сюжету повести в 1898 году, сделав заставку и набросок сцены в спальне графини (не изданы). В 1905 году он выполнил серию из 7 рисунков чёрной акварелью с небольшой подцветкой, которая была воспроизведена в собрании сочинений Пушкина, выпущенном издательством «Брокгауз-Ефрон» в 1916 году. В 1910-1911 годах вновь вернулся к «Пиковой даме» по заказу издательства Р. Голике и А. Вильборга, подготовил страничные иллюстрации, заставки, концовки, фронтиспис и другие элементы оформления книги.

Необычным был внешний вид книги - почти квадратная, большого формата, с неровным «рваным» обрезом; переплет с золотым тиснением; напечатана на тонированной бумаге верже ручной выделки.

Тщательно продумана структура издания. Открывает издание фронтиспис с изображением Пиковой дамы в виде карты «Дамы пик».

Пиковая дама

Главы предваряют вынесенные на отдельные страницы эпиграфы, к каждому сделана иллюстрация. Они напечатаны отдельно от текста, наклеены на отдельные листы плотной бумаги, изображение очерчено белым полем. Кажется, что изображение лежит на плоскости страницы, как карта на зеленом сукне стола. Такой прием усиливает текст, привлекает дополнительное внимание к изображению.

Текст и иллюстрации окружены рамкой из мелких наборных украшений, напечатанных легкой серой краской, использован строгий шрифт, стилизованный под шрифт пушкинской поры.

Акварели к эпиграфам используют мотив игральных карт. Цветная вклейка перед первой главой изображает карту дама пик, составленную из двух половинок. Но картинки не повторяют друг друга (как на обычных игральных картах), художник использует два возраста, два образа. В верхней половине изображена молодая черноволосая женщина с розой, в нижней - эта же, но уже старая и дряхлая дама в виде злой старухи с чепце с сухой колючей веткой.

Пиковая дама

Тот же приём использован в иллюстрации к эпиграфу четвёртой главы. Германн - червонный валет с тузом в руке - наверху, его же поникшая фигура в смирительной рубашке - внизу. Игральные карты оказываются двойными портретами, графическими знаками роковой судьбы её героев.

Основой оформления книги служит шесть полностраничных иллюстраций к главным событиям повести, размещённые на вклейках : карточный выигрыш молодой русской графини; вечерний туалет постаревшей графини; проход Германна через спальню мёртвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш у Чекалинского; символическое изображение смерти.

Пиковая дама Пиковая дама

Пиковая дама Пиковая дама

Пиковая дама Пиковая дама

Иллюстрируя «Пиковую даму» А. Бенуа создает живописные акварели, напоминающие театральные декорации, тщательно работает над интерьерами, костюмами. Это связано с многолетним опытом работы художника в качестве сценографа. Вместе с тем рисунки динамичны, отражают психологию героев повести.

В издании 1911 года был точно воспроизведён подлинный пушкинский текст — из сборника «Повести», вышедшего ещё при жизни автора в 1834 году. Он сопровождался статьёй Н.О. Лернера, в которой рассматривалась история создания «Пиковой дамы», анализировалось её значение и отношение к ней русской литературной критики.

В фонде Калининградской областной научной библиотеке нет оригинала книги, ставшей библиографической редкостью. Но есть два факсимильных издания 1979 и 1986 гг. Они дают представление об оригинале. Хотя и неспособны передать все достоинства издания 1911 г. Несколько изменилось и содержание книги – в факсимильных изданиях отсутствует вступительная статья Н. О. Лернера. Её заменило послесловаие О. Враской «К истории работы А. Н. Бенуа над повестью А. С. Пушкина «Пиковая Дама»

Список использованной литературы:

  1. Молок Ю. А. Пушкин в 1937 году : материалы и исследования по иконографии / Ю.А. Молок; Худ. Е. Поликашин. - Москва : Новое литературное обозрение, 2000. - 266 с. : ил., портр. - (Научная библиотека). - Имен. указ.:с. 258-266.
  2. Сеславинский М. В. Книги для гурманов : библиофильские издания конца XIX - начала XX века : [альбом] / Михаил Сеславинский, Ольга Тараканова. - Москва : Белый город, 2010. - 309 с. : ил., цв. ил., портр., факс. ; 30 см. - Алф. указ.: с. 298-299. - Библиогр.: с. 300-306 и в подстроч. примеч.
  3. Молчанова Д. С. Товарищество «Р. Голике и А. Вильборг», Поставщик Императорского Двора // Библиотековедение . - 2014. - № 5. - С. 70 – 75


Возврат к списку