Веневитинов Д. В. Полное собрание сочинений

14 (26) сентября исполняется 215 лет со дня рождения русского поэта, критика, философа Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805–1827).

Дмитрий Веневитинов

Он родился в старинной дворянской семье в Москве, получил хорошее домашнее образование, серьёзно занимался языками, философией, литературой, музыкой и живописью. По линии матери, Анны Николаевны Веневитиновой (урождённой княжне Оболенской) (1782–1841) – четвероюродный брат А. С. Пушкина, с которым был знаком с детства.

В качестве вольнослушателя посещал лекции в Московском университете, по окончании которого поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел. В октябре 1826 года был переведен на дипломатическую службу в Петербург, где скоропостижно скончался в 1827 году.

Необычайная одарённость проявилась очень рано и поражала современников разносторонностью и глубиной. Первые литературные опыты Д. В. Веневитинова – переводы из античных писателей – появились в 1819 году. Систематическая литературная деятельность Веневитинова продолжалась очень недолго, всего четыре года: с 1823 по 1827 гг.

Он оставил после себя небольшое количество произведений. Не считая нескольких набросков, отрывков, переводов в прозе, полное собрание сочинений включает всего около пятидесяти стихотворений и несколько критических и философских статей.

Небольшое по объёму литературное наследие Д. В. Веневитинова выделялось среди романтической поэзии 20-х годов XIX века своей философской направленностью и социальной значимостью.

Самые значительные поэтические произведения Д. Веневитинов создает в последние два года жизни: «Элегия», «К любителю музыки», «К Пушкину», «Жизнь», «Последние стихи», «К моему перстню», «Поэт и друг», «Завещание».

Период художественной зрелости поэта совпадает с периодом глубокого пессимизма, душевной неустроенности и одиночества, отразившихся в стихотворениях «Новгород» и «Родина», подвергнутых цензуре и опубликованных через много лет после смерти автора.

В поэзии Веневитинова нашли отражение вольнолюбивые идеи эпохи декабристов («Песнь греков», «Освобождение скальда», «Евпраксия», «Смерть Байрона»). Лирические произведения поэта посвящены культу дружбы и братства, высокому назначению поэзии и поэта.

Веневитинов известен переводами в стихах и в прозе с латинского, французского, немецкого языков, в том числе произведений Э. Т. А. Гофмана, И. В. Гёте.

Среди литературно-критических статей выделяется «Разбор статьи о «Евгении Онегине», высоко оценённый А. С. Пушкиным.

Его творчество оказало влияние на поэзию Е. А. Баратынского, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева.

Поэтическими эпитафиями откликнулись на раннюю смерть поэта его современники и почитатели А. А. Дельвиг, А. В. Кольцов, А. И. Одоевский, М. Ю. Лермонтов и другие. Н. Г. Чернышевский писал о нем: «Проживи Веневитинов хотя бы десятью годами более – он на целые десятки лет двинул бы вперёд нашу литературу».

Вскоре после его смерти было издано первое собрание его сочинений в 2 частях: «Стихотворения» (1829), «Проза» (1831).

Среди собраний сочинений, изданных в XX веке, выделяется полное собрание сочинений Дмитрия Веневитинова, опубликованное в 1934 году в издательстве «ACADEMIA». Фонд редких книг Областной научной библиотеки располагает данным изданием.

Дмитрий Веневитинов. Полное собрание сочинений

Веневитинов Д. В. Полное собрание сочинений / Д. В. Веневитинов ; под редакцией и с примечаниями Б. В. Смиренского, с приложением свода биографических данных и библиографии; вступительная статья Д. Д. Благого; фронтиспис, суперобложка и виньетки на титульных листах – гравюры по дереву Э. А. Будогоского, переплет по его же рисунку. - Ленинград : «ACADEMIA», 1934. – 533, [5] с. , [17] л. ил. – Библиогр.: с.500-501. – Хронолог. перечень соч.: с. 502-532. – Критич. лит.: с. 513-521. – Иконография: с. 524–526. – Алф. перечень произв.: 527-532.

Это издание Д. В. Веневитинова является первой серьёзной попыткой изучения литературного наследства, оставленного одним из замечательных поэтов своего времени. Впервые собраны письма Веневитинова, произведения, не включённые в прежние собрания, несколько ранее не публиковавшихся рукописей.

К собранию приложен свод биографических данных о Д. В. Веневитинове: хронологически систематизированные свидетельства современников и биографов о нём.

Большое внимание уделено библиографии, которую выделяют полнота и научный подход. Она включает литературный, архивный и музейный фонд Д. В. Веневитинова. Указаны все известные на тот момент публикации, а также список «не сохранившихся произведений Д. В. Веневитинова» со ссылками на соответствующую биографическую и эпистолярную литературу.

Книга снабжена иллюстрациями, большая часть которых публикуется впервые. Среди них портреты самого поэта, его близких, современников, изображения домов, в которых он жил, факсимиле и титульные листы его произведений. Включены рисунки Д. В. Веневитинова и карикатура на него А. С. Пушкина.

Дмитрий Веневитинов. Полное собрание сочинений

Все сочинения Д. В. Веневитинова распределены в томе по трём основным разделам:

I. Художественные произведения (стихи, проза, переводы в стихах и прозе, наброски и отрывки).

II. Статьи (критические статьи, статьи на философские темы, переводные отрывки).

III. Письма.

Каждый из разделов книги предваряет необходимый комментарий.

Основная вступительная статья написана известным литературоведом Д. Д. Благим. Автор переосмысливает место, которое занимает Веневитинов в истории русской литературы и русской общественной мысли. В дореволюционном литературоведении было принято изображать Веневитинова отрешённым от реальной жизни идеалистом и мечтателем, поэтом, чуждым житейских волнений. Д. Д. Благой аргументировано доказывает связь его творчества со свободолюбивыми идеями своего времени, подчёркивает философскую глубину его творчества.

Собрание сочинений подготовлено в издательстве «ACADEMIA», книги которого отличают научный подход к тексту, тщательная подготовка справочного аппарата, серийный принцип выпуска книг, высокое качество оформления и полиграфического исполнения.

Издательство «ACADEMIA» оставило значимый след в книжном наследии, изданные им книги ценятся библиофилами и букинистами и представляют высокую художественную и историческую ценность.

Список использованной литературы:

  1. Баренбаум, И. Е. Книжный Петербург. Три века истории : очерки издательского дела и книжной торговли. – Санкт-Петербург: КультИнфрмПресс, 2003. – 439 с. : ил.
  2. Маймин, Е. А. О русском романтизме. – Москва : Просвещение, 1975. – 239 с.
  3. Русские писатели, 1800 – 1917. Биографический словарь. Т. 1. А–Г / редактор П. А. Николаев. - Москва : Советская энциклопедия, 1989. – 671, [1] с. : [4] л. ил. , портр. – (Се-рия биографических словарей. Русские писатели 11–20 вв.).


Возврат к списку