В 2021 году отмечаются два юбилея русского поэта, переводчика, прозаика, критика Николая Степановича Гумилёва (1886-1921). 15 апреля – 135 лет со дня рождения и 28 августа – 100 лет со дня смерти.
Николай Степанович Гумилёв родился в семье флотского врача. Детство провёл в Царском селе, Санкт-Петербурге, Тифлисе. В 1906 году окончил Царскосельскую гимназию. Печататься начал в 1902 году. В 1905 году на собственные средства издал книгу стихов «Путь конквистадоров», на неё обратил внимание В. Я. Брюсов, ставший впоследствии учителем Гумилёва.
В 1906-1908 годах учился в парижской Сорбонне, затем в Санкт-Петербургском университете. Сотрудничал с журналами «Весы», «Русская мысль», с 1909 начал публиковать знаменитый литературоведческий цикл «Письма о русской поэзии» в журнале «Аполлон».
С 1907 года много путешествовал, был в Италии, в 1910-1911, 1913 годах совершил два путешествия в Африку.
Осенью 1911 года организовал и возглавил «Цех поэтов», внутри которого сформировалась программа нового литературного направления – акмеизма. Стал автором одного из манифестов «Наследие символизма и акмеизм» (1913), в котором были сформулированы основные постулаты нового течения: отказ от мистицизма, культ конкретности, возвращение слову его изначального смысла, «вещественность» образа. Большое влияние на акмеистов оказывало творчество И. Ф. Анненского, В. Я. Брюсова, М. А. Кузьмина.
Опубликовал три поэтических сборника «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912). Значительным событием стала женитьба в 1910 году на поэтессе А. А. Горенко (А. А. Ахматовой).
В этот период сложилась литературная репутация Гумилёва. В его творчестве сочетались тяга к экзотике, мечта о подвиге и геройстве с особым вниманием к стихотворной технике, стремлением создать предметный точный образ, отказом от чрезмерной символики.
1914 год стал переломным для поэта. К этому времени он регулярно публиковался, стал главой поэтической школы. Одновременно ему казалось, что к 28 годам он написал не так уж много стихов, достойных его возможностей, ему наскучила богемная жизнь, зашли в тупик отношения с женой.
История внесла свои коррективы. 28 июля 1914 года началась Первая мировая война, перевернувшая жизнь страны. Для Николая Гумилёва начало войны стало не только выходом из тупика, но и способом доказать свою мужественность, еще одной формой реализации образа сильного человека – «поэта и воина».
Решение было принято практически мгновенно. Сразу после появления указа о наборе в армию мобилизованных и резервистов-добровольцев поэт прошёл медицинское освидетельствование, поскольку ранее был «белобилетником» из-за проблем со зрением, мешающим стрельбе. Выход был найден – Н. Гумилёв стрелял с левого, а не с правого плеча. Он был определён в кавалерию, причём в гвардию, 24 августа 2014 года зачислен вольноопределяющимся в лейб-гвардии Уланский полк Её Величества Императрицы Александры Федоровны.
Немногие из поэтов приняли непосредственное участие в войне с оружием в руках. Если они и были призваны (А. Блок, Б. Хлебников, В. Брюсов), то попали в тыловые части или служили на нестроевых должностях, в качестве военных корреспондентов.
Начало военной службы в качестве вольноопределяющегося означало службу в качестве пусть и привилегированного, но солдата, переносящего все тяготы военного времени.
Первые месяцы на фронте дали Гумилёву-писателю очень многое, он как губка впитывал необходимые именно ему впечатления, которые впоследствии послужили основой для творчества. Физические лишения и чувство опасности позволили ощутить внутреннюю свободу, которого так не хватало поэту перед войной.
Во время войны писатель воевал на территории Восточной Пруссии, в настоящее время являющейся частью Калининградской области. Читать подробнее
Во второй половине 1914 - начале 1915 года появились первые стихи, посвящённые войне, с 1915 года в газете «Биржевые ведомости» стали регулярно публиковаться «Записки кавалериста» – фронтовые дневники Н. С. Гумилёва.
За участие в боях Н. С. Гумилёв получил первую награду – Георгиевский крест 4-й степени, его произвели в младшие унтер-офицеры. Вскоре после возвращения с фронта в октябре-декабре 1915 года у себя дома в Царском селе Н. Гумилёв встретился с главой издательства «Альциона» Александром Мелентьевичем Кожебаткиным (1884-1942), приехавшим договориться с А. Ахматовой об издании её новой книги. Ахматова отказалась, так как у неё не было материала на новую книгу. Тогда Кожебаткин сделал предложение Гумилёву, который тот принял с радостью.
В 1916 году – 105 лет назад – вышел в свет поэтический сборник под названием «Колчан». В него вошли стихи, написанные поэтом за последние четыре года.
Книга готовилась в издательстве «Гиперборей», но часть тиража напечатана в издательстве «Альциона», которое и было вынесено на обложку. На титульном листе стоит «Гиперборей». Поэтому в разных источниках фигурируют разные издательства, но чаще всего критики указывают «Гиперборей». Сборник был издан тиражом 1000 экземпляров.
«Гиперборей» – изначально литературный журнал первого «Цеха поэтов», издававшийся в 1912-1913 гг. Журнал был основан С. М. Городецким и Н. С. Гумилевым. Издателем и редактором был поэт и переводчик М. Л. Лозинский. В 1914 году сборник был преобразован в издательство «Гиперборей», которое существовало до 1918 года.
Символично название сборника. Колчан – это оружие, атрибут воина, а в древнегреческой мифологии колчан с золотыми стрелами принадлежал Аполлону — богу искусств и покровителю муз.
По мнению ряда исследователей поэзии Серебряного века, «Колчан» считается первым сборником, знаменующим наступление зрелого периода творчества Н. С. Гумилёва, наиболее соответствует идеям акмеизма. Современники отмечали, что стихи Н. Гумилёва написаны простым, звучным языком, напоминающим о традициях классической русской поэзии. Неслучайно книга начинается со стихотворения «Памяти Анненского», которое посвящено поэту, литературному исследователю и критику Иннокентию Фёдоровичу Анненскому. Он был директором Царскосельской гимназии, в которой учился поэт, его учителем и наставником.
В сборнике выделяются несколько формально не организованных циклов: военные стихи, стихи об Италии, об Африке и о России.
Военные стихи занимают не так много места, но именно их выделяли читатели и критики. В. М. Жирмунский в статье «Преодоление символизма» отмечал: «Действительно до конца муза Гумилёва нашла себя в «военных стихах». Эти стрелы в «Колчане» – самые острые».
Центральное стихотворение о войне – «Наступление», которое Н. Гумилёв в декабре 1914 году впервые читал с эстрады в кафе «Бродячая собака».
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.
С. М. Городецкий писал в статье «Поэзия как искусство»: «Среди массы военных стихов стихи Гумилёва выделяются документальностью и чувством значительности переживаемых событий. Такие строчки как «Наступление» не забудутся и после войны».
К военному циклу относятся также стихотворения «Смерть»; «Пятистопный ямб»; «Война», посвященное взводному командиру поэта Михаилу Михайловичу Чичагову (1886-1932).
Сборник «Колчан» отличается особой открытостью, это своего рода дневник, в котором раскрывается душа поэта, отказавшегося от прежней маски «героя». Автор оглядывается на прошлое и отмечает, что пройден некий рубеж:
Я не прожил, я протомился
Половину жизни земной …
Герой его стихов открывает для себя обычную земную жизнь, в стихотворении «Пятистопные ямбы» прощается с любимой экзотикой далеких странствий:
Я молод был, был жаден и уверен,
Но Дух Земли молчал, высокомерен,
И умерли слепящие мечты,
Как умирают птицы и цветы.
Теперь мой голос медлен и размерен,
Я знаю, жизнь не удалась…
Стихи этой книги подобны стрелам, направленным в собственную душу поэта. «Колчан» наполнен печалью, прощанием с иллюзиями и мудростью:
Какая странная нега
В ранних сумерках утра,
В таянии вешнего снега,
Во всем, что гибнет и мудро…
В итальянских стихах «Венеция», «Рим», «Падуанский собор», «Фра Беато Анджелико» радостные воспоминания о красоте, запечатлённой в архитектуре, фресках, древних фолиантах, сочетаются с грустью от быстротечности жизни, с мыслями о бренности бытия.
Одна из ярких особенностей этого сборника - религиозные мотивы. Военные стихи, стихотворения «Пятистопные ямбы», «Солнце духа», «Рай», «Видение», «Счастье» насыщены христианской символикой, библейскими образами.
На экземпляре «Колчана», подаренном литературоведу, поэту, историку Г. И. Чулкову (1879-1939) , Н. Гумилёв написал:
«Дорогому Георгию Ивановичу Чулкову
на добрую память от автора.
У нас пока единый храм,
Мы братья в православной вере,
Хоть я лишь подошел к дверям
Вы ж, уходя, стучитесь в двери.
16 января 1916 Н. Г.»
Включены в сборник стихотворения, которых поэт обращается к теме подлинной, глубинной России: «Старая усадьба», «Почтовый чиновник», «Старая дева».
Сборник посвящён Татиане (Татьяне) Викторовне Адамович (в замужестве Высоцкой) (1891—1970) — сестре поэта Г. В. Адамовича, танцовщице, хореографу. Встреча с молодой балериной в январе 1914 года стала знаковой для поэта. К тому времени брак с Ахматовой стал по существу формальным: «супруги предоставили друг другу свободу». 23-летняя Татьяна Викторовна Адамович была не красавицей, но очаровательной. Гумилёв писал о ней: «Книги она не читает, но бежит, бежит убрать в свой шкаф. Инстинкт зверька …» Но Ахматова свидетельствовала, что Татьяна в стихах разбиралась. Привязанность к Т. Адамович оказалась одной из самых долгих и серьёзных в жизни Гумилёва. Завершением двухлетних отношений стало посвящение на книге «Колчан».
Выход книги вызвал интерес читающей публики коллег-поэтов. Несмотря на военное время, появилось множество рецензий. Среди авторов: С. Городецкий, С. Парнок, Б. Эйхенбаум, Н. Венгров, М. Тумповская, Д. Выгодский, К. Липскеров, Г. Чулков, П. Владимирова, И. Гурвич, И. Оксенов, Б. Олидорт и другие.
После Октябрьской революции Николай Степанович Гумилёв переводил с разных языков, работал в издательстве «Всемирная литература», читал лекции, вел занятия в литературной студии в Петрограде. Выпустил сборники «Костёр» (1918), «Шатер» (1921), «Огненный столп» (1921). В августе 1921 года был арестован по обвинению в причастности к контрреволюционному заговору, расстрелян без суда, хотя не было найдено доказательств его участия в конкретных действиях.
В первые два года после смерти его книги продолжали выходить в Советской России, затем только в издательствах русского зарубежья. Лишь с 1986 года его произведения снова начали печатать на Родине.
В 1990 году в издательстве «Книга» в серии «Книжные редкости. Библиотека репринтных изданий» вышло репринтное воспроизведение издания сборника Н. Гумилёва «Колчан» (1916). Оно представлено в фонде редких книг, рукописей и специальных коллекций.
Список использованной литературы: