Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки: повести, изданные пасичником Рудым Паньком / Н. В. Гоголь. - М.: Художественная литература, 1952. - 212 с. - 25000 экз.
Первая часть сборника повестей Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) «Вечера на хуторе близ Диканьки» была опубликована в 1831 г., вторая – в 1832 г. Книги печатались в Санкт-Петербурге в типографии Департамента народного просвещения.
Работа над циклом повестей «Вечеров…» продолжалась в течение 1829-1832 гг. Собираемые сведения об обычаях малороссиян Гоголь заносил в тетрадь записей «Книга всякой всячины», а затем использовал в произведениях.
Оба тома имеют подзаголовок «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком» и содержат по четыре повести в каждом. Это «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место». Предложение напечатать повести под псевдонимом, как пишет биограф Гоголя П. Кулиш в статье «Несколько черт для биографии Н. В. Гоголя», принадлежит критику П. А. Плетневу. Псевдоним «Рудый Панько» содержит намек на автора повестей: Панько – прозвище внука по деду, часто даваемое на Украине (дед Гоголя – Панас, т.е. Афанасий, прозвище внука – Панасенко, сокращенно Панько); Рудый – указывает на рыжеватый оттенок волос.
История выхода в печать первой книги «Вечеров…» известна из письма Гоголя А. С. Пушкину 21 августа 1831 г. где он пишет, что «…штучки, которые изволили прислать из Павловска для печатания, оченно до чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву». В преддверии издания второй части сборника, которая вышла в начале марта 1832 г., в письме А. С. Данилевскому 1 января 1932 г. Гоголь отмечает, что знакомые ждут продолжения и приводит такие слова: «…Если выдадите еще книгу в свет «Вечеров», то пришлите для любопытства и прочту. Мы весьма знаем, что присланная вами книга сочинение ваше. Это есть прекраснейшее дело, благороднейшее занятие…». И уже в 1833 г. первую часть повестей читатели не хотят покупать без второй. Сборник вызывает незаурядный интерес и полное восхищение публики.
Повести были благожелательно приняты также критиками. В.Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) подчеркивал: «Г. Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная, как поцелуй любви…».
Второе издание «Вечеров…» вышло в 1836 г. одновременно в двух частях.
Праздничность, яркая живопись повестей, их лукавый и задорный юмор, их лирическая поэтичность – все это показывает языковое мастерство писателя. Пленительные картины природы, образы персонажей, комизм ситуаций не могли не вдохновить многих художников. Впоследствии произведения Н.В. Гоголя стали одними из самых иллюстрируемых, в то время как сам писатель был противником дополнения текста рисунком. Об этом он писал П. А. Плетневу 20 марта 1946 г.: «Я враг всяких политипажей и модных выдумок. Товар должен подаваться лицом и нечего его подслащивать этим кондитерским». Тем не менее «мир Гоголя» продолжал привлекать иллюстраторов. Сегодня нам известно большое количество художественных и графических интерпретаций.
В фонде редкой книги хранятся «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1952 и 1989 годов издания.
Иллюстрации к этим книгам были выполнены художниками А. М. Каневским, М. Карпенко. Каждый из них видел образы героев по-своему, но в тоже время заметна схожесть их обликов.
Так, например, выглядят иллюстрации к повести «Пропавшая грамота» и ее главный герой.
А так художники увидели персонажей повести «Ночь перед Рождеством».
Коротко об иллюстраторах книг:
Каневский Аминадав Моисеевич (1898-1976), график, Народный художник СССР, действительный члена Академии Художеств СССР. Стиль художника отличался живым юмором и комической гиперболизацией ситуаций и образов. Работал в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Крокодил», в газете «Комсомольская правда». Был иллюстратором к детским книгам «Золотой ключик» А. Н. Толстого, «Мойдодыр» К. Чуковского, «Дядя Степа» С. Михалкова, к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.В. Маяковского. Автор карикатур и сатирических плакатов. В 1946 г. А. М. Каневский впервые выполнил иллюстрации к сборнику Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (впоследствии варианты - 1947, 1954, 1966 гг.).
Карпенко Михаил Михайлович (1915 - ?), живописец и график. Член Союза художников СССР.
Список использованной литературы: