Грибоедов А. С. Горе от ума / А.С. Грибоедов; рис. М.С. Башилова. – СПб : Тип. Тиблена, 1862.
«Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё живет своею нетленной жизнью, переживет и еще много эпох, и всё не утратит своей жизненности».
Гончаров И. А. «Мильон терзаний»
В 1862 г. в Санкт-Петербурге в типографии Н.Л. Тиблена (1825-?) вышло первое полное (без купюр) издание пьесы А.С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума» с двадцатью пятью рисунками известного художника того времени М.С. Башилова (1821-1870).
Полный текст с вариантами первоначальной редакции был напечатан в издании И.Д. Гарусова (1875 г.), в сборнике «Русские Библиотеки» М. Стасюлевича (1875 и 1878 гг.), а также в некоторых позднейших изданиях. Всего на период 1893 г. насчитывается около 70 изданий комедии.
В своей статье «По поводу нового издания старой вещи. «Горе от ума». СПб. 1862» критик А.А. Григорьев (1822-1864) так характеризует героев пьесы: «Лица, созданные Грибоедовым, не выдуманы, а сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной жизни; у них не написано на лбах их добродетелей и пороков, но они заклеймены печатью своего ничтожества…».
Отдельно были отмечены иллюстрации к изданию 1862 г. Литературоведы считали, что художник М.С. Башилов особое внимание уделил воспроизведению точных исторических реалий. Психологические характеристики персонажей у него не слишком глубоки, хотя Фамусов близок к тому типу, что создал автор. Не случайно внешний облик Фамусова долгое время воспроизводился по башиловскому рисунку. Издание высоко оценил известный книговед А.А. Сидоров: «Иллюстрированное Башиловым «Горе от ума» превосходно по живости, по наглядности и реалистической убедительности». Вот таким художник видел Павла Афанасьевича Фамусова.
На русском языке комедия «Горе от ума» отдельным изданием впервые была напечатана в 1833 г. в московской типографии Августа Семена (1783-1862) при Императорской Медико-Хирургической Академии. Текст был значительно сокращен цензурой.
В фонде редких книг имеется факсимильное издание произведения 1833 г., напечатанное в Москве в 1988 г. Оно имеет авантитул и титул.
На обороте первого – владельческая запись «Из Библiотеки Николая Николаевича Селиванова», на обороте второго - запись цензора.
В конце книги помещены дополнения к тексту комедии. Далее - сообщение о продаже издания в книжном магазине Николая Николаевича Глазунова.
За иллюстрирование «Горя от ума» на протяжении 19-20 вв. брались многие художники. Так, например, издание 1864 г. было оформлено Иогансоном, 1866 г. – П. Соколовым, 1897 – К. Изенбергом. Как считает искусствовед В. Мещеряков, они не стали заметным фактом в русской графике.
Фонд редкой книги располагает также факсимильным воспроизведением комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» с иллюстрациями Д. Н. Кардовского (1866-1943), вышедшей в 1913 году в акционерном обществе «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг». Книга издана в 1985 г. и помещена в коробку с цветным изображением одной из сцен бала у П.А. Фамусова.
Д.Н. Кардовский работал над рисунками к «Горю от ума» с 1907 по 1912 гг. Это было роскошное и изящное исполнение цветных и черно-белых рисунков, при этом основной акцент художник делал на нравственно-психологический и социальный смысл изображаемого.
В данной книге фронтиспис оформлен в виде паспарту с помещенным на нем портретом молодого А.С. Грибоедова в мундире Иркутского гусарского полка, в котором он служил с 1812 по 1815 гг. Здесь облик драматурга представлен иначе, не так как мы привыкли видеть его по портрету И. Крамского.
Первая иллюстрация издания изображает Чацкого, который покидает бальный зал, где уже распространился слух о его сумасшествии. Необычно, что художник решил вставить эту кульминационную сцену комедии в самом начале действия.
Интересно, что Д.Н. Кардовский отдает предпочтение изображать не конкретных персонажей произведения, а сцены с участием многих из них.
В разделе «Варианты» вставлены так называемые факсимильные Музейный автограф А.С. Грибоедова (наиболее ранняя редакция пьесы) и Жандровская рукопись (А. А. Жандр, один из близких друзей драматурга) текста комедии «Горе от ума», которые разнятся между собой и с окончательной редакцией пьесы. Оба текста отражают своеобразие подлинника, что ярко показывает творческую историю создания произведения.
Отдельным листом в издание вклеено факсимиле афиши первой полной постановки комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» с цензурными правками, состоявшейся 26 января 1831 г. в бенефис Я.Г. Брянского. В спектакле были заняты: Рязанцев В.И. - Фамусов, Семенова Е.С. - Софья, Азаревичева М.А. - Лиза, Дюр Н.О. - Молчалин, Каратыгин В.А. - Чацкий, Григорьев 1-й - Скалозуб, Каратыгина А.Д. - Наталья Дмитриевна, Брянский Я.Г. - Платон Михайлович, Каратыгин П.А. - Загорецкий, Е.И. Ежова - Хлёстова, И.И. Сосницкий - Репетилов.
Коротко об иллюстраторах книг:
Башилов Михаил Сергеевич (1821-1870), график. Вошел в историю русского изобразительного искусства в первую очередь как иллюстратор. Художник способствовал утверждению в графике принципов критического реализма.
Кардовский Дмитрий Николаевич (1866-1943), российский график, живописец, сценограф, педагог, действительный член (1911) и академик (1915) Петербургской Академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР (1929). Мастер станковой графики и книжной иллюстрации, отмеченной интересом к детали и живописной мягкостью рисунка.
Список использованной литературы: