Мерзляков А.Ф. Русские песни

Мерзляков, А. Ф. Русские песни / А. Ф. Мерзляков, Н. Г. Цыганов. - 4-е изд. - СПб. : Изд. А. С. Суворина, 1903. - 95, III с. - (Дешёвая библиотека).


Алексей Сергеевич Суворин (1834-1912) – человек неординарный, оставивший заметный след в анналах российской литературы, журналистики, книгоиздания, театра.

А.С. Суворин

Автограф А.С. Суворина

А.С. Суворин родился в с. Коршев Бобровского уезда Воронежской губернии. Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненный при Бородино и получивший потом офицерский чин; дослужился он до капитана, что в то время давало потомственное дворянство. Алексей Суворин окончил Воронежский Михайловский кадетский корпус и специальные классы Дворянского полка, став сапером. Вскоре Суворин вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища, работал по специальности.

С 1858 г. занялся литературной деятельностью. Перебрался жить в Москву. Сотрудничал со многими периодическими изданиями, писал критические статьи и фельетоны. Занимался составлением книжек для народного чтения. В 1862-1863 гг. были напечатаны его повести «Солдат и солдатка», «Аленка», «Жизнь патриарха Никона», рассказ «Отверженный».

В 1863 г. переселился в Петербург, где продолжал сотрудничать с редакциями журналов, писал фельетоны под псевдонимами «А. Бобровский» и «Незнакомец». В начале 1875 г. выпустил две книжки своих «Недельных очерков и картинок», которые были сразу раскуплены.

С 29 февраля 1876 г. Суворин стал издавать сначала с В.И. Лихачевым, а затем единолично ежедневную газету «Новое время», ставшую одним из самых распространенных изданий. Контора газеты располагалась на Невском проспекте.

Контора газеты

Занимаясь журналистикой, Суворин понял, что издательское дело может быть очень прибыльным. Первое его книжное издание вышло в 1872 г. Это был лично им подготовленный «Русский календарь», содержащий большой статистический материал. В 1881 г. начал выходить ежемесячный журнал «Исторический Вестник», в разделе беллетристики которого публиковались исторические романы и повести.

В 1877 г. Суворин открыл типографию в Санкт-Петербурге. Он одним из первых в России оборудовал предприятие ротационными машинами с применением стереотипа, завел фотоцинкографию, стал помещать в газете иллюстрации. Через семь лет типография уже имела два отделения - газетное и книжное.

В 1878 г. Суворин открыл большой книжный магазин на Невском проспекте. К началу XX века он владел уже магазинами в Санкт-Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Саратове и Ростове-на-Дону.

К числу заслуг А.С. Суворина можно отнести выпуск ежегодных справочных адресных книг «Вся Россия», «Весь Санкт-Петербург», «Вся Москва». Заметными были серии «Научная дешёвая библиотека» и «Новая библиотека».

Известный библиофил и знаток книги Суворин первым в России начал печатать факсимильные издания книжных раритетов. Некоторые издания выпускались в двух вариантах: большим тиражом для массового читателя и малым тиражом в изящном оформлении – подарочные или для библиофилов.

В начале XX века большой популярностью в России стали пользоваться фотооткрытки с видами различных городов и местностей, а также планы и карты городов. Большой вклад в их издании и распространении принадлежит А.С. Суворину, который в 1903 г. основал «Контрагентство А.С. Суворина и К°». По договоренности с Министерством путей сообщения Контрагентство получило монопольное право на продажу своих изданий, в том числе и открыток, на всех железнодорожных станциях России.

В последние годы жизни Суворин увлекся театром, к которому издавна был близок как театральный рецензент. Он возглавил литературно-артистический кружок «Малый театр». Как драматург он известен драмой «Татьяна Репина» и драмой «Медея», написанной совместно с драматургом, литературным и театральным критиком В.П. Бурениным (1841-1926). Эти произведения выдержали несколько изданий. Перу Суворина принадлежат комедии и шутки «Биржевая горячка», «Не пойман, не вор», «Он в отставке», «Честное слово», «Женщины и мужчины» и др. Написан и издан роман «В конце века. Любовь». Кроме того, А.С. Суворин оставил дневниковые записи, которые тоже были изданы.

А.С. Суворин

Подлинная слава издателя А. Суворина пришла в 1880-х гг. с выходом общедоступной серии «Дешёвая библиотека». Это были книжки карманного формата в твердых коленкоровых или картонных с бумажной оклейкой переплетах – коричневых, синих, красных, зеленых цветов. Стоили они не дороже 40 копеек и выходили по тем временам большими тиражами. С 1879 по 1912 гг. было издано около 500 названий русских и зарубежных классических произведений. Выпускалась серия на дешевом сорте бумаги, которая появилась в России во второй половине 19 в. Бумага была гладкой, тонкой, не проклеенной, желтоватого цвета, напоминающей современную газетную.

Редкий фонд библиотеки располагает несколькими изданиями из серии «Дешёвая библиотека».

Одно из них - «Русские песни Мерзлякова и Цыганова» из коллекции доктора филологических наук, профессора А.М. Гаркави.

Русские песни Мерзлякова и Цыганова Русские песни Мерзлякова и Цыганова

Книжечка одета в коленкоровый переплет с цветным и черным тиснением растительного орнамента, выполненного в Паровой переплетной Гаевского. На титульном листе размещен номер издания, выпущенного в этой серии. Так, данная книга имеет номер 4, о чем дополнительно указано здесь же.

Русские песни Мерзлякова и Цыганова

На обороте титульного листа сделана запись цензурного разрешения.

Русские песни Мерзлякова и Цыганова. Цензурное разрешение

Далее помещена биография Алексея Федоровича Мерзлякова (1778-1830), ординарного профессора поэзии и красноречия Московского университета, статского советника, автора текстов песен, которые на слуху у нас и сегодня.

Родился А.Ф. Мерзляков в Пермской губернии, в городе Долматове. Учился в Пермском народном училище. Будучи еще на обучении, юноша написал стихотворение «Ода на заключение мира со шведами». Произведение было отмечено директором учебного заведения, который отправил его главному начальнику народных училищ, а тот, в свою очередь, преподнес оду императрице Екатерине II. Государыня приказала напечатать стихотворение «в издаваемом тогда при Академии журнале и, сверх того, несколько экземпляров собственно для сочинителя», которые и были посланы в Пермь с повелением по завершении обучения отправить Мерзлякова в Петербург или Москву для дальнейшего познания наук. В 1793 Мерзляков стал студентом Московского университета, где на протяжении всех лет показывал отличные успехи.

В 1804 г. А.Ф. Мерзляков занял кафедру российского красноречия и поэзии Московского университета, в 1817-1818 гг. он декан словесного отделения. Был действительным и самым деятельным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете, Общества истории и древностей российских, Казанского и Ярославского обществ любителей российской словесности. Виленский университет избрал Мерзлякова в свои почетные члены. Им были организованы публичные курсы словесности.

Мерзляков написал много стихотворений, замечательных для своего времени, перевел с итальянского «Освобождение Иерусалима» Т. Тасса. Осуществил переводы произведений древних поэтов, греческих и римских. В 1915 г. издавал журнал «Амфион». Писал тексты для романсов. Особенно известны его песни, написанные в подражании народным. Вот некоторые из них.

Песни А.Ф. Мерзлякова Песни А.Ф. Мерзлякова

Песни А.Ф. Мерзлякова

Песни Н.Г. Цыганова (1797-1831), помещенные в одном сборнике с песнями А.Ф. Мерзлякова, схожи в передаче народных мотивов. Но если у Мерзлякова песни - это больше романсы, то у Цыганова их сложно отличить от подлинно народных.

Николай Григорьевич Цыганов родился в Петербурге в семье вольноотпущенного известного Волжского хлебного купца, который потом поручил отцу будущего поэта стать доверенным лицом по обширным торговым делам. Семья много переезжала, поэтому образование молодого Цыганова было не регулярным.

В 1816 г. Н.Г. Цыганов поступает в саратовскую театральную труппу, где прослужит двенадцать лет, разъезжая по разным городам. Сценическое дарование молодого человека замечает известный писатель М.Н. Загоскин и содействует его переходу в Москву. Здесь его театральные успехи не были столь выдающимися, но современники отмечали его как «актера умного и полезного». Особенно вспоминали его в ролях наивно-комических стариков. Столичное поприще Цыганова было не долгим. Он стал жертвой эпидемии холеры и скончался 34 лет от роду. Мать-старушка, о которой он нежно заботился, была взята в дом известного артиста М.С. Щепкина.

Отлично знакомый с народными песнями, которые собирал и слушал в разных местах России, Н.Г. Цыганов проникался их духом и сочинял свои, которые приятно певал под гитару. Беспечный по натуре, он не заботился собирать или печатать свои песни. При жизни немногие из его песен были напечатаны, хотя некоторые были известны в десятках тысяч списков во всей России и стали народными. Распевавшие их едва ли знали имя сочинителя. Всего было известно 44 песни Цыганова. Он, например, является автором «Красного сарафана», который поется и в наши дни.

Песни Н.Г. Цыганова

В качества примера следует упомянуть:

Песни Н.Г. Цыганова

После смерти поэта его песни были напечатаны в журналах «Молва», «Телескоп», др. В 1834 г. было издано собрание его песен под названием «Русские песни Н. Цыганова». Второе издание вышло в 1857 г.

Алексей Сергеевич Суворин сделал для последующих поколений великое дело: дал возможность и через сто лет читать и наслаждаться замечательными произведениями, как он считал, его времени, а оказывается, и сегодняшнего дня. Его умение оценить писательский труд и воплотить его в книжный формат заслуживает памяти о нем.

Список использованной литературы:

  1. Мерзляков, А. Ф. Русские песни / А. Ф. Мерзляков, Н. Г. Цыганов. - 4-е изд. - СПб. : Изд. А. С. Суворина, 1903. - 95, III с. - (Дешёвая библиотека).
  2. Энциклопедический словарь. Т. 62 : Статика - Судоустройство. - Репринт. воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон 1890 г. - М. : Терра-Terra, 1991 - 957 с.
  3. Энциклопедический словарь. Т. 75 : Цензурный комитет - Человек. - Репринт. воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон 1890 г. - М. : Терра-Terra, 1993. - 482 с.
  4. Баренбаум, И. Е. Книжный Петербург. Три века истории : очерки издат. дела и кн. торговли / И. Е. Баренбаум ; худож. И. М. Можейко. - СПб. : КультИнформПресс, 2003. - 439 с. : ил. - Библиогр. в примеч.: с. 399-414. - Указ. адресный, имен книгоиздателей, книготорговцев и типографов: с. 415-433.
  5. Невский проспект : история Санкт-Петербурга в фотографиях, конец 19 - начало 20 века / альбом / худож. И. А. Озеров. - М. : Центрполиграф, 2003. - 231 с. : ил, фот.
  6. Суворин, А. С. Дневник Алексея Сергеевича Суворина : текстолог. расшифровка; [1873-1912] / А.С. Суворин ; авт. предисл. Д. Рейфилд, О.Е. Макарова ; сост. Д. Рейфилд, О.Е. Макарова ; ред. Н.А. Роскина ; худож. Д. Черногаев. - 2-е изд., испр. и доп. - London; М. : The Garnett Press: Изд-во Независимая газ, 2000. - 667 с.: портр. - (История). - Библиогр. в примеч.: с. 550-597. - Имен. указ.: с. 598-666.
  7. Тараканова, О. Л. Антикварная книга : учеб для вузов. – М. : Мир книги, 1996. – 264 с.


Возврат к списку