Сухово-Кобылин, А. В. Картины прошедшаго / писал с натуры А. Сухово-Кобылин. - Прижизн. изд. - М. : [б. и.], 1869 (в Университетской тип. (Катков и К°)). - 512 с.
Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817-1903) – русский драматург, философ, переводчик, Почетный академик Петербургской Академии наук
О жизненных перипетиях этого неординарного человека написано достаточно. А. В. Сухово-Кобылин отлично окончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета, где под влиянием друга детства А. Герцена увлекся литературой и особенно философией Гегеля. По завершении университета по настоянию родителей он выехал в Германию в Гейдельбергский университет для продолжения занятий по философии, посетил также Рим и Париж.
Вернувшись в Россию, вел светскую жизнь. В 1849 г. Александр Васильевич поселяется в деревне, где занимается устройством имений и переводами гегелевских трудов. На написание труда «Учение Всемир» у Сухово-Кобылина уходит двадцать лет, но произошедший пожар в родом имении уничтожил библиотеку и рукописи.
В свободные минуты от философской работы начинает писать драматические произведения. В 1854 г. Сухово-Кобылин А. В. заканчивает комедию «Свадьба Кречинского», в 1857 г. – драму «Дело», следом – пьесу «Смерть Тарелкина». Каждое из этих творений имели свой очень сложный путь к зрителю, кроме первого. Последние два – долго запрещались цензурой. Впоследствии произведения составили трилогию под заглавием «Картины прошедшего».
Фонд редкой книги располагает прижизненным изданием трилогии, изданной в 1869.
На титульном листе автор поместил эпиграф:
Судьба и этой книги тоже не простая. В феврале 1868 г. Сухово-Кобылин передает рукопись трилогии «Картины прошедшего» в типографию Московского университета, принадлежавшую Михаилу Никифоровичу Каткову (1818-1887). Печатание книги растянулось на год, т. к. автор постоянно правил текст и вносил поправки. Объем оригинального сочинения составил десять печатных листов, что по установленным правилам того времени дало возможность выпустить книгу без цензурного разрешения.
В апреле 1869 г. Сухово-Кобылин получает из типографии два экземпляра трилогии. Один экземпляр был одет в красную обложку, другой - в синюю. «Красный» автор посылает редактору «Русского Вестника» и «Московских Ведомостей» М. Н. Каткову с надписью : «Михаилу Никифоровичу Каткову в знак особого уважения. А. Сухово-Кобылин. Москва. Апреля 1-е». Через несколько дней в «Московских Ведомостях» на первой странице было опубликовано большое рекламное объявление трилогии «Картины прошедшего», так началась жизнь этих трех пьес в одном переплете.
Представляемое здесь издание трилогии из фонда редкой книги имеет обновленный переплет, выполненный неизвестным Меньшиковым, о чем сделана запись на задней крышке обложки.
Теперь немного о каждой из пьес. Счастливая судьба оказалась у первой из трех – «Свадьба Кречинского». Сначала она была запрещена цензурой, но вскоре была допущена к сцене. Первый раз она была сыграна в Малом театре 28 ноября 1855 г. Имела ошеломительный успех. Считается, что в художественном отношении это лучшая пьеса-комедия Сухово-Кобылина, с блеском и иронией, изображающая людей и нравы.
Пьеса любима и интересна по сей день. К постановке этой пьесы обращался и Калининградский областной драматический театр – 17 мая 1951 г. прошла премьера спектакля.
Вторая пьеса «Дело» явилась, как считают исследователи, самой автобиографичной. В ней, как и в пьесе «Смерть Тарелкина», представлена картина жизни русского чиновничества накануне реформ Александра II, продолжая по теме «Свадьбу Кречинского».
Предвидя взрывоопасность «Дела», Сухово-Кобылин предпринимает издание ее небольшим тиражом за границей. 1 мая 1861 г. пьеса вышла в Лейпциге 25 экземплярами, которые сразу были раздарены друзьям, актерам, влиятельным либеральным сановникам. Начинается вольная жизнь неопубликованного в России сочинения. Известен один сохранившийся экземпляр этого издания с дарственной надписью автора на французском языке: «Моей дорогой Маме с моими слезами и поцелуями. Лейпциг. 1 Мая 1861».
В этом же месяце Сухово-Кобылин передает «Дело» III Отделение, ведающее театральной цензурой, которое накладывает запрет на издание на долгие годы.
За листом названия пьесы следует обращение к публике
Список лиц в этой пьесе воспроизводит социальную структуру общества, вводит читателя в самую суть произведения. Автор подчас не дает имен своим героям, определяя лишь их служебное положение.
Пьеса была напечатана в России только в представляемом издании 1869 как часть трилогии.
Премьера «Дела» под названием «Отжитое время» с большими цензурными купюрами было поставлено в Москве 4 апреля 1882 г. в Малом театре.
Последняя сцена в драме «Дело» является как бы прологом к «Смерти Тарелкина».
Сюжет пьесы базируется на абсурдной формально-бюрократической логике этого мира; людей и реальной жизни нет; вместо людей фигурируют бумаги, вместо жизни - канцелярское ее изложение и схоластические законы. Гротеск и фантастика пьесы имеют двойной смысл. С одной стороны, они подчеркивают безумный и фантастический характер законов жизни департаментов и канцелярий, с другой – выражает мысль писателя о бесчеловечности чиновников. Эта пьеса искаженно, преувеличенно отражает ряд мотивов драмы «Дело». Она явилась логическим завершением трилогии Сухово-Кобылина. Путь ее от автора к зрителю был длиною в 30 лет.
В издании 1869 г. за листом с названием пьесы следует посвящение и обращение автора к Н.Д. Шепелеву.
Николай Дмитриевич Шепелев – двоюродный дядя матери А. В. Сухово-Кобылина, один из владельцев Выксунских чугунолитейных заводов и там же построенного им театра.
Затем можно прочесть обращения к читателю.
Пьеса «Смерть Тарелкина» была поставлена в 1900 г. на сцене Художественного театра в Санкт-Петербурге под измененным названием «Расплюевские весёлые дни» и в сокращенном виде.
6-8 июля 1901 г. петербургскими артистами театра «Аквариум» в Москве были сыграны пьесы трилогии.
В 1917 г. Всеволод Мейерхольд представил публике трилогию в течение девяти месяцев: 25 января – «Свадьбу Кречинского», 30 августа – «Дело» и 23 октября – «Смерть Тарелкина» еще как «Расплюевские весёлые дни».
Пьесы А. В. Сухово-Кобылина продолжают жить по-прежнему сложно.
Потомками произведения достойно оценены и включены в литературное достояние страны, они входят в книжную серию «Литературные памятники» наряду со многими шедеврами писательского труда.
Литература:
Сухово-Кобылин, А. В. Картины прошедшаго / писал с натуры А. Сухово-Кобылин. - Прижизн. изд. - М. : [б. и.], 1869 (в Университетской тип. (Катков и К°)). - 512 с.
Сухово-Кобылин, А. В. Картины прошедшего / А. В. Сухово-Кобылин ; сост.: Е. С. Калмановский, В. М. Селезнев, отв. ред. Б. Ф. Егоров. – Л. : Наука, 1989. – 359 с. – (Литературные памятники).
История русской литературы. В 4 т. Т. 3 : Расцвет реализма / Акад. наук. СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; ред. Н. И. Пруцков [и др.]. - Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1980. - 875, [5] с.
Дело Сухово-Кобылина : науч.-попул. лит. / сост., подгот. текста В. М. Селезнева, Е. О. Селезневой ; авт. ст. и коммент. В. М. Селезнев ; ред. А.И. Рейтболат ; худож. В.А. Передерий . - М. : Новое лит. обозрение, 2002. - 543 с. : [8] л., фото. - (Россия в мемуарах).
А. В. Сухово-Кобылин : pro et contra : личность и творчество А. В. Сухово-Кобылина в воспоминаниях современников, в ст. лит. и театр. критиков, писателей и философов, реж. и актеров : антология / Рос. акад. Образования, Северо-зап. отд-ние, Рус. Христиан. гуманит. акад. ; ред. Д. К. Бурлака, сост., авт. ст. В. М. Селезнев, сост. Е. О. Селезнева. - СПб. : Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. акад., 2010. - 767 с. : портр. - (Русский путь / редкол.: Д. К. Бурлака (пред.) [и др.]).
Полоцкая, Э. Сухово-Кобылин : творчество. Личность, судьба / Э. Полоцкая // Вопросы литературы. – 2004. – Ноябрь – декабрь. – С. 340-347.
Селезнев, В. Неизвестная страница цензурной истории драмы «Дело» А. Сухово-Кобылина / В. Селезнев // Вопросы литературы. – 2008. – Январь – февраль – С. 323-329.