Зименко В. Василий Григорьевич Перов, 1834-1882

5 января (21 декабря) исполняется 180 лет со дня рождения русского художника Василия Григорьевича Перова (1833/1834-1882). Этому мастеру суждено было выразить в своем творчестве самые прогрессивно-демократические идеи бурной поры народно-освободительного движения в России, которое связано с 60-ми годами 19 в.

Крамской И.Н. Портрет В.Г. Перова. 1881 г.

Фонд редкой книги располагает коллекцией малоформатных изданий из серии «Массовая библиотека «Искусство», рассказывающих о жизни и творчестве русских, советских и зарубежных художников. Собрание насчитывает 126 наименований, изданных в 1946 – 1957 гг. В Калининградскую областную библиотеку первая книга этой серии поступила в октябре 1946 г., в год образования самой библиотеки.

Все книги оформлены скромно, иллюстрации черно-белые. Однако просветительская цель этой серии достигнута. Об этом можно судить по многочисленным записям в книжных формулярах и достаточно потертым книжным блокам.

Представляем книжечку В. Зименко, посвященную русскому художнику-реалисту Василию Григорьевичу Перову.

Зименко В. Василий Григорьевич Перов Зименко В. Василий Григорьевич Перов

Автор предваряет свое описание строками Н. Некрасова:


«…А ты, поэт, избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что не имущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих».


Василий Григорьевич Перов родился в городе Тобольске. Он был «незаконным» сыном небогатого помещика барона Г. К. Криденера, служившего прокурором в Тобольске. Хотя отец и мать вскоре обвенчались, но в силу законов того времени, им так и не удалось его усыновить.

Отец Перова был замечательный человек, отличался свободолюбием и гуманностью, был широко образован, владел несколькими европейскими языками, играл на скрипке и фортепиано, писал стихи. В его доме находили приют и гостеприимство декабристы, сосланные в Сибирь. Матушка – простая женщина.

В 1842 г. отец оставил казенную службу и принял место управляющего имением в Арзамасском уезде Нижегородской губернии, куда и переехал с семьей.

Будущий художник, звавшийся по фамилии крестного отца – Васильевым, уже в пять лет отлично знал грамоту, помнил много стихов, а в каллиграфии преуспел настолько, что его учитель поражавшийся чистотой и твердостью письма своего ученика, окрестил его Перовым – прозвище, которое впоследствии и стало официальной фамилией художника.

В ранние годы проявляются и художественные способности мальчика. Он с увлечением перерисовывает имеющиеся в доме картины и гравюры. Отец одобрительно относится к опытам сына и, когда тот в 1846 г. окончил уездное училище, решает определить его в Арзамасскую художественную школу А. В. Ступина.

Осенью 1853 г. Перов, ещё носивший фамилию Васильев, был зачислен в Московское училище живописи и ваяния. Годы учебы прошли в лишениях, но он успешно проходит курс обучения, которое состояло главным образом в самостоятельных занятиях. Много читает. Получает свои первые награды.

Молодой художник твердо избирает для себя область жанровой, бытовой живописи, которые в тот период в официальных художественных кругах определялся как неполноценный род искусства.

В 1857 и 1859 г. Перов пишет картины «Приезд станового на следствие» (утрачена), «Первый чин» соответственно.

Автор книги считает, что жанровой живописи Перов В. Г. придает социальную остроту, поднимает бытовую картинку до уровня картины, исполненной большого общественного содержания. «Он необычайно раздвинул пределы ее тематического круга, затронув различных слои русского общества и обратив свой взор, прежде всего на жизнь русского крестьянина, создав на ее материале свои лучшие, выразительнейшие произведения, согретые горячим сочувствием к униженным и оскорбленным».

Первую громкую известность В. Г. Перову принесла картина «Проповедь на селе». «Было очевидным, что в его лице русская живопись той эпохи перерастала рамки узкого художественного явления, она становилась общественным судьей, примыкая к мощному идейному течению «критического реализма», утвержденного в литературе Чернышевским, Некрасовым, Салтыковым-Щедриным».

Перов В.Г. Проповедь на селе

Одновременно с упомянутой картиной художник пишет картину «Сельский крестный ход на Пасхе», на показ широкой публике и воспроизведение в печати которой был наложен запрет до 1905 г. Общественность считала, что подчеркнуто иронично, выполнена картина Перова «Чаепитие в Мытищах».

В 1862 г. Перов В. Г. женится на Е. Э. Шейнс и получает право на заграничную командировку. Он осматривает «мастерские дюссельдорфских художников и галерей в Берлине, Дрездене и Париже». Надолго остается в Париже, задумав написать ряд крупных произведений. «Живя вдали от родины, Перов глубже осознал свое кровное родство с русской художественной культурой, высоко державшей знамя идейности, гуманизма, народности». В июле 1864 г. он обращается с прошением в Совет Академии художеств разрешить ему досрочно вернуться на родину, которое и было получено. При этом ему была сохранена пенсионерская стипендия, на которую Перов спокойно работал четыре года.

К осени 1865 г. была закончена картина «Похороны крестьянина», которая, по словам В. В. Стасова, «окончательно упрочила знаменитость Перова. С этого времени Перов делается любимцем всей интеллигентной и художественной России».

Перов В.Г. Похороны крестьянина

После возвращения из заграничного путешествия в творчестве В. Г. Перова крепнет городская тематика, где он также находит ту же нужду, те же страдания.

Картина «Тройка», написанная в 1866 г., помещена автором представляемого издания на обложку книжечки. Произведение посвящено тяжелой жизни детей.

Перов В.Г. Тройка

В том же году Перов закончил полотно «Приезд гувернантки в купеческий дом». В. Зименко считает, что «эта сцена по силе социальной характеристики «темного царства» близка замечательным пьесам Островского».

Перов В.Г. Приезд гувернантки в купеческий дом

За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом», «за постоянные труды и делаемые успехи» Советом Академии искусств В. Г. Перову было присуждено звание академика. В начале 1867 г. его избирают членом Комитета Московского общества любителей художеств.

В этом же году о Перове заговорили и за пределами России. Его картины: «Первый чин», «Дилетант», «Гитарист-бобыль» и «Тройка» были экспонированы на Международной выставке в Париже и получили высокую оценку в парижских художественных кругах. Успехи художника дали ему возможность получать пансион еще два года.

1869 год для В. Г. Перова был очень тяжелым. Умирает жена, с которой они прожили семь лет. Вскоре умирают его сын и дочь. В живых остается только младший сын. Искусство спасает художника от отчаяния, но горе надломило его. Ослабевший организм «начинает точить туберкулез». Творчество этого года небогато. «Личная драма, тяжелые условия общественной жизни конца 1860-х годов угнетающе подействовали на впечатлительного художника». Однако, Перов «нашел в себе силы остаться верным идеалам своей юности, высокому гражданственному искусству».

В 1870 г. на академической выставке В. Г. Перов показал полотна «Странник» и «Птицелов». За них художнику было присвоено звание профессора.

Значительна картина «Странник», отразившая «величественный образ мудрого старца. Во всей его несколько согнутой, но ладной фигуре, обряженной в длинный коричневый кафтан, чувствуется сила, неиссякаемая выносливость, приспособленность к жизни. Он собрался в длинный путь – и все у него сноровисто подогнано… Умные карие глаза на загорелом лице с большим достоинством, твердо и спокойно встречают взгляд зрителя». В облике «Странника» - 84-летний «бывший крепостной» Христофор Барский, которому Перов посвятил не только одно из лучших своих живописных произведений, но и один из лучших своих рассказов «Под крестом».

Перов В.Г. Странник

С 1871 г. В. Г. Перов начинает преподавать в Московском училище живописи и ваяния.

В 1870-х в творчестве художника появляются картины, посвященные различным «охотам». Им написаны «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник», «Охота на медведя зимой», «Охотники на лыжах», «Охота на медведя в овсах» и др. Василий Григорьевич был и сам большим любителем охоты, на которую ходил во все времена года без устали. Особенно большим мастерством отмечалось крупное полотно «Охотники на привале», снискавшее широкую известность. Замечательные цветные иллюстрации картин В. Г. Перова на эту тему имеются в другой книге из фонда редкой книги. Это книга «Охота в русском искусстве» Панкратова В. В., в которой одна из глав посвящена Перову.

Перов В.Г. Охотники на привале Перов В.Г. Рыбаки

Перов В.Г. Рыбная ловля

Перовым была выполнена целая галерея портретов лучших представителей интеллигенции своего времени. Он «создал образы положительных героев, за которые настойчиво боролось искусство его времени». Большинство портретов было написано по заказу П. М. Третьякова, задумавшего собрать коллекцию деятелей русской культуры.

Портрет Ф. М. Достоевского. «Сам художник чувствовал, что создал нечто очень большое в портрете Достоевского…». Зименко пишет, что прост и скуп колорит портрета. «Примечательно, что Перов дал в портрете образ писателя-демократа, чутко уловив в Достоевском этой поры, надломленном годами каторги, написавшем уже болезненно-глубокое «Преступление и наказание» его истинное величие страстного противника унижения и угнетения человека».

Перов В.Г. Портрет Ф.М. Достоевского

На всем своем творческом пути В. Г. Перов «являл собой яркий пример художника-гуманиста, отстаивающего достоинство человеческой личности».

Зименко В. считает, что «сокровенным нервом его искусства была глубокая, чистая любовь к обездоленному, страдающему человеку, вера в его духовное и нравственное величие». По воспоминаниям современников Перов в жизни был обаятельным человеком: добрым, отзывчивым, ласковым и внимательным. Приходившие к художнику с просьбой о помощи всегда находили у него поддержку.

В 1872 г. Перов женился на художнице Е. Е. Другановой. В его доме опять семейный уют…

В конце 1870-х годов В. Г. Перов исполняет несколько произведений религиозного характера. С большой настойчивостью работает над историческими картинами: «Суд Пугачева» и «Никита Пустосвят». Специалисты считают, что эти картины вышли неудачными. Художник, чувствуя их несовершенство, воспринял это очень болезненно. Перов замечает, что его талант слабеет: «он уже не может выразить того, что замышляет».

В 1878 г. художник порывает с «Товариществом передвижных выставок», видя, «как энергично молодежь во главе с Репиным теснит «стариков».

С середины 1870-х гг. у В. Г. Перова обостряется туберкулез, постепенно ослабевает зрение.

В начале 1880-х г. он еще пишет картины на мотивы сказок, портреты, эскизы. Но болезнь принимает угрожающий характер вследствие простуды. 10 июня 1882 г. Василий Григорьевич Перов умер в Кузьминках под Москвой. Похоронен художник в Москве на Даниловском кладбище. «Память В. Г. Перова почтили в многочисленных некрологах и статьях, в строфах стихотворных посланий, ученики открыли подписку на памятник. Зименко в своей книге приводит такие строки из «Художественного журнала», который писал: «Чем дальше будет отодвигаться смерть этого человека, тем больше будет чувствоваться потеря его для русского искусства… Он глубоко чувствовал окружающую жизнь; он одухотворял каждую свою картину известной идеей».

Произведения Василия Григорьевича Перова занимают почетные места в художественных галереях нашей страны и сегодня они интересны зрителю.

Список использованной литературы:

  1. Зименко, В. Василий Григорьевич Перов, 1834-1882 / В. Зименко ; ред. А. Леонов ; худож. М. Маторин. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1948. - 42, [1] с. : [6] вкл. л., ил. - (Массовая библиотека "Искусство"). - Загл. обл. : Перов.
  2. Панкратов, В. В. Охота в русском искусстве : забытые имена : [худож. и скульпт. России] / В.В. Панкратов ; худож. В. Горбатов ; авт. вступит. ст. О. Малов. - 2-е изд., испр. - Москва : Вече, 2004. - 295, [1] с. : цв. ил.

Возврат к списку